Форум
Регистрация Вход
Каталог статей: Мое Христианство                                                     Апокрифические Тексты                                Мир Вам и Вашему дому  Гость · Понедельник, 06.05.2024, 00:41
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » дополнительный раздел » Работа с пороками. » Обидчивость (и вытекающее озлобление)
Обидчивость
натаДата: Среда, 22.07.2009, 13:28 | Сообщение # 1
Некого винить: злоба внутри нас.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением.
Старец Иероним Эгинский (1883-1966).

Зло находится внутри нас. У нас нет любви, потому мы не чувствуем всех людей своими братьями и соблазняемся их греховной жизнью... Если же мы действительно осознаем, что мы братья со всеми людьми, то нам будет больно за тех, кто живет во грехе. И тогда их греховная жизнь не соблазнит нас, но мы будем молиться за них.

Скажем самим себе, когда нас кто-то соблазняет: «А скольких соблазняешь ты? И во имя Божие ты не терпишь своего брата? А как тебя со всем тем, что ты творишь, терпит Бог?» Подумайте о Боге, о Пресвятой Богородице, об Ангелах, которые видят всех людей на земле. Они как бы находятся на балконе и, глядя вниз на площадь, видят всех людей, собранных там. Видят, что одни воруют, другие ругаются, третьи грешат плотски и так далее. Как же они их терпят? Они терпят все зло и грех мира, а мы не терпим нашего брата!
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас... И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
(Лк. 6, 27-28, 32).

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца.
(1 Ин. 3, 15)

Иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришел и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение дьявольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней.

Если услышим оскорбительное слово, то поступаем подобно собаке, в которую когда кто-нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть камень. Так делаем и мы: оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря: зачем он мне это сказал? зачем он мне это сделал?
Авва Дорофей (VI век).

Христос не хочет, чтобы ты имел на человека ненависть и досаду или гнев и злобу на кого, каким бы то ни было образом, и за что бы то ни было временное.

Внемли себе, не в тебе ли самом, а не в брате, кроется зло, разлучающее тебя с братом; и поспеши примириться с ним, дабы не отпасть от заповеди любви.

Если любовь долготерпит и милосердствует (1 Кор. 13, 4), то малодушествующий при печальных приключениях, злобствующий на опечаливших его и отсекающий себя от любви к ним не отступает ли от цели Божия Промысла?
Преподобный Максим Исповедник († 662).

Злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молву, зависть, ненависть и подобные ей страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни.
Преподобный Антоний Великий (251-355).

Христианин не должен знать ни одного врага во всем мире, хотя бы мир не давал ему ни одного друга.
Святитель Филарет, митрополит Московский († 1867).

...Умудренные Духом и тогда, как их обижают другие, порицают самих себя, если не с радостью произвольно терпят обиды, и не только за сие порицают себя, но и за то, что скорби происходят от их же собственной прежней вины.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна; говори себе так: «За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила».
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

---------------------------------------------
Обида, обидчивость и раковые заболевания,
или о том, что такое обида, к чему она приводит и как не обижаться

«Кто-нибудь оскорбил тебя?
Моли Бога, чтобы Он смилостивился над ним: он брат твой, член твой»
Иоанн Златоуст

Представьте себе, что вы едете на автомашине, спешите и вдруг... дорогу вам переходит стадо коров или овец, например. Они идут степенно, с достоинством, помахивая хвостами, и совершенно никуда не торопятся.

Надеюсь, что вы на них не обидитесь?

Если на вас нападет грабитель, то, скорее всего, вы тоже не обидитесь, а либо испугаетесь и убежите, либо разозлитесь и вступите с ним в борьбу. Но если вы увидите, что ваш друг пренебрегает вашими интересами, или тот, кого вы любите, ведет себя с вами не так, как вы от него ожидаете, то возникает неприятное чувство, которое называется обидой.

Следовательно, эмоция возникает из столкновения моего представления о поведении другого человека с реальным поведением этого человека. При этом важно, чтобы тот, другой, был для меня значим, а может быть, любим.

Обидчивость - это желание лучшего отношения к себе, чем то, которое человек наблюдает в окружающих. Т.е. мы обижаемся тогда, когда считаем себя заслуживающими лучшего отношения к себе.

Во внешнем — может проявляться требованием по отношению к себе признания, уважения, высокой оценки «высоких личных достоинств». Обидчивый человек обычно охотно поддерживает беседы о царящей в мире несправедливости, о неблагодарности детей и знакомых, низкой заработной плате, жалуется на непонимание людьми его сложной натуры и на их неспособность оценить его, как ему кажется, высокие качества.

В быту он придирчив, капризен, ведет себя, как ребенок. И действительно, эмоциональная реакция на неудачу может происходить из детства. Ребенок обиделся, плачет, и родители, так как любят его, испытывают вину. Эта вина заставляет родителей изменить свое поведение, что и нужно ребенку. С другой стороны, обидчивость ребенка нужна для воспитания родителей. Она помогает им превратиться из мужа и жены в папу и маму, вырабатывает в них определенные черты, необходимые для нормального взросления как ребенка, так и взрослого, формирования их личностей. Но с того времени, как личность ребенка сформировалась, необходимость в обидчивости отпадает.

Обидчивость - это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом человеке.

Посмотрите на выражение своего лица, когда вы обижены: оно становится детским и по-детски злым! Обижаясь, я эксплуатирую любовь другого и управляю его поведением, наказывая его чувством вины. Во взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины другого. Если же другой не будет чувствовать себя виноватым, то обида становится бесполезной. Мы не обижаемся на тех, кто нас не любит. Т. е. обидой незрелые люди манипулируют другими для своей выгоды.

Но если у них не получается, тогда обида укореняется в них, разрушая организм, что приводит к различным, чаще всего раковым заболеваниям. Само по себе чувство обиды не приносит большого вреда, если человек умеет прощать или хотя бы стремится к этому.

Чаще всего люди сами ставят себе барьеры, когда говорят, например: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она меня не любила» или «Я не могу простить отца за то, что он бросил нас» и т. д. И действительно, очень трудно простить мать, которая нанимает людей для избиения собственного сына, или мать, которая не работает, пьет, не заботится о своей дочери, задыхающейся от спиртного угара в захламленной грязной квартире, где она вынуждена находиться целыми днями голодная. И таких примеров множество.

Какую любовь надо иметь, чтобы простить такое?!

Но еще больше других примеров. Когда люди обижаются друг на друга из-за каких- то бытовых мелочей: кто-то что-то не так сказал, или посмотрел, или подумал, или просто потому, что «он не такой, как я бы хотела» и т. д. И рвутся родственные связи, рушатся семьи. Хорошо, если примирение все-таки наступает, пусть даже и в конце жизни. А часто так и уходят люди в мир иной, оставляя следующим поколениям в наследство повышенное чувство обидчивости, переходящее в страсть, а вместе с ним и сопутствующие ему заболевания. Обида разрушает наш организм тем, что включает умственную агрессию. Мысли, в которых мы наказываем обидчика, истощают нашу иммунную систему.

Вы хотите быть здоровыми? Научитесь прощать искренне, от всей души и проживете долго!

Легко сказать: простить! А как? Как научиться не обижаться? Может быть, вам помогут следующие рекомендации, взятые из практической психологии и у святых Отцов.

1. Для начала распознайте свою обиду, что включает в себя:
- распознавание своих ожиданий,
- понимание причин их происхождения,
- реальную оценку истинного поведения и состояния другого,
- понимание разницы между своими ожиданиями и реальностью.

2. Когда тебя обидели или оскорбили, подумай о том, что:
- если это неправда, то это вас не касается,
- а если правда, тогда и обижаться не приходится,
- если же кто-то сказал или сделал это из-за своего плохого характера, то посмотри на него как на больного, ведь он и есть больной. Не обижаемся же мы на больного раком, гепатитом и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Вспомним, что советуют нам святые Отцы: если тебя обидели, попроси у него прощения, пожелай ему счастья, здоровья, молись об обижающих и унижающих тебя. В награду будешь иметь душевное спокойствие, чистое сердце, крепкое здоровье.

Надежда Федоровна Паренко
"Сибирская православная газета" № 8 2004 г.

---------------------------------------------
Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде — любовь, кротость, великодушие. «Научитесь от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.

Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и — просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности.

Предприниматель (индивидуальный или коллективный, как государство, партия) обижает людей наиболее беззастенчиво, эксплуатируя их не только экономически, но и нравственно.
Эксплуатация есть многоликая форма несправедливости. История человечества полна этим грехом до наших времен. Но сейчас не феодальные бароны и не только денежные мешки эксплуатируют бедняков — сами эти бывшие бедняки, ставшие администраторами, партийцами, представителями пролетариата, жестоко эксплуатируют бедняков (колхозных крестьян, рабочих), прикрывая, однако, эту эксплуатацию очень лестными для себя, но пустыми словами.
Эксплуатация ближнего может и не быть выражением каких-либо лично неприязненных чувств; она бывает нравственным бесчувствием, исканием выгоды личной, партийной, государственной. Высокими мотивами пытаются оправдывать эксплуатацию — материальную и духовную — в наши дни. Целью революции для блага всех оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека. Смертельно обиден для человека и человечества утилитарный материалистический подход к бессмертной человеческой душе.
Но чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек, материалист может быть нравственно чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста неверие может быть лишь на кончике его языка, так и вера в Бога бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога — не теоретическая декларация.)
В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое имя Бог с маленькой буквы). Но Бога человек еще менее может обидеть, чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.

Человека обижает человек своей злой (или недостаточно доброй) волей. И все эти бесчисленные «молекулярные» в мире обиды, все наше личное и общее зло рождают в мире те черные грозовые тучи конфликтов, войн и душегубства, от которых содрогается человечество. И может быть истреблено.

Раньше в истории во имя веры в Бога цари и вожди народов обижали неверующих людей (или не так верующих, как они сами). Теперь в целом ряде стран неверующие обижают верующих.
Сказано человеку: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай» (Мк 10, 19). Но если обида случилась, ей надо противопоставить необидчивость.

В преодоление зла входит и преодоление обидчивости.

Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче — обижаемся. Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя обиженными, и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души. Активный эгоист обижает, пассивный обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни.

И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться.

Сообщение отредактировал ната - Среда, 22.07.2009, 13:29
 

натаДата: Пятница, 18.09.2009, 15:00 | Сообщение # 2
ОБИДЧИВ КАК РЕБЕНОК
Автор: Татьяна ГУРЛЕВА (психолог)
 


Все мы многократно переживали обиду и наблюдали за обиженным человеком. Каждый хотя бы раз в жизни сам обижал кого-то и отмечал про себя, как непривлекательно выглядит тот, кто умышленно доставляет боль ближнему.

«Обидно!» — в сердцах говорим мы, когда нас не поняли, подвели, задели за живое, воспользовались нашим доверием, «проехались» по нашим слабостям. В такой момент человек беззащитен, ведь он не ожидает по отношению к себе подобного выпада.

Обиженный человек производит впечатление подавленного, ошарашенного. Хронически обиженные ходят с выражением непризнанного величия, непонятой личности или вечного страдальца. Не имея возможности взглянуть на себя со стороны, мы не замечаем или попросту не видим всей неприглядности, нелепости своей обидчивости. Носимся с ней, как с дырявым зонтиком во время дождя, с оскорбленным видом ожидая, что виновные пожалеют нас, попросят у нас прощения, раскаются в содеянном.

Обида — это ощущение себя униженным и оскорбленным. Люди чаще всего обижаются на слова и действия тех, кого они любят, кому открывают душу и сердце, кто, как им кажется, должен простить им слабости и защитить. А это — позиция ребенка. Обидные, оскорбительные, досадные слова близких людей особенно болезненны. Обиженные люди искренне считают, что их несправедливо обошли вниманием и сочувствием. И, конечно же, им в голову не приходит попытаться понять своего обидчика, его мотивы, простить ему неосторожное слово, о котором тот, возможно, через минуту уже и забыл. А оскорбившийся запомнил и копит обиду, тут уж можно говорить о злопамятности.

Наиболее короткий и безболезненный выход из состояния обиженности предлагается в известном выражении: «Обидно, досадно, но ладно!». Забыть, отрезать обиду, не акцентировать свое внимание на этом чувстве, не застревать на нем.

Вспомним, как маленькими детьми, обидевшись на родителей, кто-то представлял свои похороны, слезы и рыдания бьющейся в неутешном горе матери, скорбящего отца или других обидчиков. Как несовершенное, слабое, обиженное «Я» с удовольствием представляло свое растерзанное тело под колесами автомобиля или безжизненно болтающимся на безучастных морских волнах. Вот так им всем и надо! Пусть поплачут! Будут знать, как обижать меня! Такого славного, хорошего, милого, доверчивого!» — и чистые сверкающие слезинки на глазах незаметно сменяются опасными огоньками мести, кровавого отмщения… самым близким и любимым.

К агрессии и аутоагрессии более склонны «застревающие» личности. Они долго страдают от нанесенных им обид и не забывают их. Болезненные переживания иногда приводят к навязчивой идее о намерении окружающих причинять им боль, что может привести к неврозам и психопатиям.
Обида опасна тем, что она как хамелеон меняет окраску от страдальческой до боевой. Мимикрирует от казалось бы безвредной подавленности к затаившейся или явной угрозе своей или чужой жизни. Такое состояние способно довести человека до саморазрушения. Так, пожилая женщина, обидевшись на дочь за то, что та не прибрала в квартире, рьяно начинает уборку, при этом резко наклоняется, умышленно игнорируя усиливающуюся боль в области сердца: «Сама все сделаю! Пусть мне будет хуже! Пускай даже упаду, умру, здесь, на полу, у нее на глазах! Хоть почувствует свою вину!». Может, потому говорят «На обиженных воду возят», что им самим хочется нести эту мученическую роль?..

Горечь обиды не дает простить оплошность другого человека, который, быть может, и не хотел обидеть, полагая, что сказанное им будет воспринято как шутка или то, над чем стоит критически поразмыслить. Обида заставляет думать, что другие во мне что-то не оценили, спустили меня с той высоты, на которую сами же и подняли, потакая моим слабостям или преследуя свои корыстные цели. Значит, обида тесно соседствует с зависимостью от других людей и их мнения, с отсутствием автономности, внутренней силы, позволяющей опереться на собственную оценку и совершить ответственный, самостоятельный выбор. С самооценкой, которая у обиженного, как, кстати, и у обижающего, как правило, неадекватная (ведь чаще обижает тот, кто сам уязвлен).

Обида — это всегда боль, страдание. Взрослому легче осилить эту беду, логически расставив все на свои места, оценив по-новому ситуацию, отношения с человеком, который нанес удар, а также себя самого. Мысль «В общем-то он прав и я зря обиделся» или «Она не уяснила ситуацию, поэтому нет смысла за это на нее обижаться» приходит как озарение, после чего на сердце становится легко и спокойно, и человек начинает думать и действовать конструктивно.

Но такой анализ и выводы вряд ли доступны ребенку. Скажите ему, например, так: «К тебе отнеслись несправедливо, тебя оскорбили, обидели, и ты чувствуешь себя очень плохо. Но не будоражь в себе это чувство. Ведь оно тебя ослабляет, хочется плакать и начинаешь думать, что ты ничтожество или очень несчастный человек. А ведь это не так. Подумай, скорее всего, другой не понял тебя или не разобрался в том, что произошло. Вероятно, он сам сожалеет о случившемся. Попытайся как бы со стороны посмотреть на ситуацию, увидеть свои и чужие ошибки. Прости себя и своего обидчика. И тебе обязательно станет легче».

Ребенку нужно помогать познавать мир и себя и не усугублять его состояние новыми обидами. Своим милосердием к детям мы вызываем ответное милосердие к нам. Не обиженный не обидит. Не подкошенный, не уязвленный ребенок не станет в будущем болезненно реагировать на критические замечания или колкости и оскорбления других людей. Иммунитет от обиды — здоровая самооценка, умение более полно оценивать себя, свои возможности, других людей и жизненную ситуацию, защищать свою позицию, способность прощать и любить — позволит ему не обижаться. Этого достичь непросто, но к этому нужно по крайней мере стремиться.

«Обидно!» — сетуем мы и на обстоятельства, которые по воле случая сложились не в нашу пользу. Такая «безличная» обида переживается человеком легче, чем обида, нанесенная другими людьми, и даже порой выступает стимулом что-то изменить в данной ситуации. Такая обида-огорчение не исходит от некоего лица, которое можно обвинить в своих неудачах и страданиях, тем самым парализуя собственную волю к творческому развитию.

Иногда люди прибегают к «игре в обиженного». В самых разных целях. Например, для отстранения от себя, своей жизни и материальных благ «бесчувственного» родственника. «Я обижен на своего сына и невестку за то, что они не помогают мне по хозяйству. Пусть покрутятся в жизни без родительской помощи, хлебнут трудностей, как мы в молодости!». От такой «игры» становится только холодно, и вечно «надутые» друг на друга родные люди постепенно становятся чужими.

Любая обида — еще один жизненный урок, из которого нужно что-то понять о себе, о других людях, о мире. Это как очищающее испытание человека на терпимость, способность посмотреть на себя со стороны, освободиться от претензий к жизни, прощать других людей и любить их. Тогда обида, едва коснувшись нас, побежденно отступит, утратив свое раздутое величие, и к вам вернется душевное равновесие.

http://www.zerkalo-nedeli.com/3000/3855/41309/


Сообщение отредактировал ната - Пятница, 18.09.2009, 15:01
 

Форум » дополнительный раздел » Работа с пороками. » Обидчивость (и вытекающее озлобление)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz