По преданию. Богоматерь пробыла в Вифлеемской пещере сорок дней, причем в восьмой день во исполнение закона Моисеева было совершено Обрезание. По истечении сорока дней после рождения Младенца Св. Семейство отправилось в Иерусалим совершить обычные обряды. Всякая мать, родившая ребенка, приходила в храм для очищения и приносила в жертву агнца и горлицу, а бедная — двух голубей. Эту скудную жертву принесла в храм и Дева Мария.
Здесь совершилось событие, набросившее тень великой скорби на всю последующую жизнь Богоматери.
Деву с младенцем встретил праведный и благочестивый старец Симеон. Полный живой веры, он сосредоточенно ждал обещанного Избавителя, и пребывавший в нем Дух Святый открыл ему, что он не умрет, прежде чем не увидит Христа Господня. Обещанием этим он и жил...
Когда Пресвятая Мария принесла Младенца в храм, Святый Дух внушил праведному Симеону идти навстречу и открыл ему, Кто этот младенец. Подойдя к Пречистой Деве, Симеон взял на руки Младенца и произнес свои бессмертные слова хвалы и благодарности Богу за то, что сподобился видеть Спасителя людей.
Велик был этот миг. В лице Симеона, одного из лучших людей прежнего Отходящего времени, Завет Ветхий приветствовал и поклонялся Завету Новому, который должен был воплотить в себе Младенец Христос.
Тут же Симеон произнес пророчество. Обратясь к Деве Марии, он сказал Ей: «Тебе оружие пройдет душу». То было ясное, непреложное слово о тех несчастиях, из которых сплелся весь земной путь Богоматери и которые начались уже через несколько дней по произнесении этого пророчества.
Казалось бы, чего ждать, как не обещания радостей Той, Которую небо избрало cвоим орудием. Которая оказалась достойнейшею и высшею не только изо всех когда-либо живших людей, но возвысилась и над ангелами, верными служителями Бога'.. Нонет! О радостях ни слова, только предсказание муки: «Тебе оружие пройдет душу».
Вся радость рождения, радость чувствовать Себя Матерью воплотившегося Бога, была помрачена этой угрозою. Конечно, "ни пророк, ни Та, к Которой относилось пророчество, не знали в ту пору всех ужасов» всей страшной бездны страдания, какие были уготованы сердцу Матери Девы. НО слово было достаточно сильно, чтоб взволновать, испугать, оставить неизгладимо тяжелое впечатление.
Бывают дни в жизни человека, когда разом происходит внутренний перелом, когда человек, бывший за несколько часов до того ребенком, по наивной доверчивости, по безбрежной радости, — вдруг становится взрослым, замкнувшимся в себя, недоверчивым, отовсюду ожидающим бед человеком. Радость жизни навсегда отлетела. Какой-нибудь печальный опыт заставляет отовсюду ожидать испытаний. Холодно, одиноко, робко. И вдали не видно ничего утешающего, отрадного, одно лишь то ровное и привычное, то до невыносимости ожесточающееся страдание.
Такой перелом должны были произвести в жизни Богоматери слова старца Симеона. Эти слова должны были неотступно сопровождать Ее по всем путям Ее жизни, неясным призраком смущать радостные минуты Ее и грозно звучать в Ее ушах всякий раз, как являлось горе, столь часто Ее посещавшее. Безмятежная радость навсегда отлетела от Девы Марии...
И Она, всегда покорная воле Божией, теперь безмолвно склонилась пред жгучим страданием, надвигавшимся на Нее в слове Симеона, и готова была принять это страдание в Свою душу и безропотно его нести. Среди чудотворных икон Богоматери есть одна, называющаяся «Семистрельною» .На ней Пресвятая Дева изображена с, главою» поникшею под гнетом тяжкой скорби. В грудь Ее воткнуто семь мечей: четыре с одной стороны, и три с другой. Ив есть ли это верный символ обычного душевного состояния Пресвятой Девы? И не началось ли это состояние уже тогда и храме иерусалимском, вдень Сретения?