Форум
Регистрация Вход
Каталог статей: Мое Христианство                                                     Апокрифические Тексты                                Мир Вам и Вашему дому  Гость · Вторник, 05.11.2024, 22:24
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Зависть
натаДата: Вторник, 28.07.2009, 11:45 | Сообщение # 1
ЗАВИСТЬ
Старец Паисий Святогорец

Геронда, я завидую одной сестре.
- Я знаю, какой сестре ты завидуешь... А ещё я узнал, что она тебе тоже завидует! Желаю вам, чтобы вы обе завидовали ревностному Илии и он мешал бы из вас зависть и дал бы своей Божественной ревности. Аминь.

- Геронда, когда я начинаю завидовать, то стараюсь взглянуть на вещи логически.
-А не лучше ли с самого начала стараться не завидовать? Зависть смешна. Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть - это душевная страсть. Смотри, никогда не позволяй зависти тобой но, обладать, потому что она одна из главных страстей. Знаешь, до чего может довести человека зависть? До недоброжелательства и клеветы. А клевета - зло гораздо большее, чем недоброжелательство. А из чего состоит зависть? Чего только в ней нет!.. Гордость, эгоизм есть, самолюбие есть... Нет любви и нет, естественно, смирения.

- Значит, геронда, в том, кто завидует, не может быть любви?
- Конечно, не может! Невозможно, чтобы в одном человеке уживались одновременно зависть и любовь. Если даже у него есть немного любви, любовь его нечистая, потому что в этой любви есть его "я". Зависть портит, делает негодной любовь и доброту, как дохлая мышь делает негодным масло, когда упадёт в глиняный горшок.

- Геронда, я думаю, что завидую из-за того, что не ощущаю в себе полноту.
- Как ты можешь почувствовать полноту, когда хочешь, чтобы всё принадлежало тебе ?

- А если я желаю чего-то, что есть у сестры ?
- Если Бог сказал: "Не пожелай... всего, елика суть ближняго твоего", то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать ? Тогда наша жизнь превратится в ад. "Кийждо же искушается от своея похоти..», - говорит святой Иаков, брат Господень. Эти похоти будут мучить души в аду. И если Бог возьмёт нас в рай, а мы не будем свободны от зависти, то и там не найдем успокоения, потому что будем иметь те же безрассудные пожелания.

Зависть нас ослабляет

- Геронда, у меня совершенно нет дерзновения.
- Завидуешь, вот и нет у тебя дерзновения. Когда человек завидует, он переживает, не может есть, чахнет и теряет дерзновение, а другие думают, что он великий подвижник!

- Я чувствую себя духовно очень бедной и слабой.
- У тебя много сил, но ты их расточаешь на глупую зависть, и хотя в тебе есть прирождённое благородство, ты мучаешься, как последняя нищенка. Ты бы очень преуспела в духовной жизни, если бы не буксовала в зависти. (Осторожно, потому что зависть высасывает у тебя все душевные и телесные силы, которые ты могла бы принести в дар Богу. Если бы ты отогнала зависть, то и молитва твоя имели бы силу.
Из-за зависти человек теряет духовные силы. Почему, думаете, апостолы не могли изгнать беса из бесноватого мальчика, хотя приняли от Христа власть изгонять бесов и уже изгоняли бесов из людей? Потому что завидовали Петру, Иакову и Иоанну, потому что только их Христос взял на гору и преобразился перед ними4. Христос мог бы взять с Собой всех учеников, но не все были в состоянии вместить такое таинство, поэтому Он взял только тех, которые могли вместить. Может, вы скажете, что Он не любил других учеников? Или любил Иоанна больше других? Нет, но Иоанн любил Христа больше других учеников и потому чувствовал любовь Христову лучше. Он обладал большей вместимостью, его "батарея" была больше. Видите, как зависть удалила Благодать Божию от апостолов, и они не смогли исцелить бесноватого отрока? Поэтому Христос сказал: "О, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами ? Доколе терплю вам ?"!

Кто погребает собственные дарования, тот завидует дарованиям других

- Геронда, как человек, который завидует, может по¬мочь себе преодолеть эту страсть ?
- Если он познает дарования, которыми его наделил Бог и станет их развивать, то не будет завидовать и будет жить как в раю. Многие не видят своих собственных дарований, видят только дарования других, и их охватывает зависть. Считают себя обделёнными, ущемлёнными. Мучаются и превращают свою жизнь в кошмар. "Почему у него есть эти дарования, а у меня нет?" - говорят они. У тебя есть одни дарования, у другого другие. Помните Каина и Авеля? Каин не стремился разглядеть собст¬венные дарования, а смотрел на дарования, которые имел Авель. Так он взрастил в себе недоброжелательство к брату, потом восстал и против Бога, и в конце дошёл до убийства. А ведь, возможно, он имел дарования большие, чем Авель.

- А как может человек, видя таланты других, не завидовать, а радоваться ?
- Если он будет развивать свои собственные таланты, а не закапывать их, тогда будет радоваться талантам других. Я уже много лет наблюдаю за одной сестрой, у нее есть и голос и благоговение, однако она не поёт на клиросе. А так как свой собственный талант она закапывает и не поёт, то её крутит, когда она слышит, как поёт другая сестра, у которой и не такой уж хроший голос. Она не думает о том, что ей Бог дал голос лучше, но она его не развивает.
Поэтому, пусть каждый посмотрит, может дарование, которому он завидует в другом, есть и у него, но он его не развивает, или, может, Бог дал ему другой талант. Бог не обделил никого, каждому дал определённое дарование, которое может помочь человеку в его духовном развитии.
Как один человек не похож на другого, так дарование одного человека не похоже на дарование другого. Вы не обращали внимания на дикий горох, который у вас растёт внизу у ограды? У него один корень, но у каждого побега свой цвет, один краше другого. Однако они не завидуют друг другу... Каждый рад своему цвету. А птицы! У каждой своя красота, своё щебетание.
Каждый пусть найдёт дарования, которые ему дал Бог, и пусть прославляет Благого Бога, не горделиво, по-фариcейски, но смиренно, признавая, что пренебрёг ими, и пусть в будущем их развивает.

- А вот я завидую некоторым сестрам, из-за того, что у них есть некоторые дарования, которых нет у меня.
- Тебе Бог дал столько дарований, и ты завидуешь дарованиям других ? Ты мне напоминаешь дочь одного кондитера в Конице. Отец каждый день давал ей небольшой кусочек пирожного, от большого ей могло бы быть плохо, а она смотрела на детей в школе, которые ели большие кукурузные лепёшки, и завидовала им. "Они едят большие куски, а мне отец даёт маленький", - говорила она. Завидовала кукурузным лепёшкам, которые ели другие, а у самой была целая кондитерская с пирожными! Так и ты не ценишь великих дарований, которые тебе дал Бог, но смотришь на дарования других и завидуешь.
Не будем неблагодарными. Ведь Бог, Благой наш Отец, наделил каждое из Своих созданий различными дарованиями, потому что Он знает, что нужно каждому из нас, чтобы не причинить себе вреда. Мы часто ведём себя как маленькие дети, жалуемся, что Отец не дал нам драхму или две драхмы, как нашим братьям и сестрам, хотя нам он дал целых сто драхм. Считаем, что нам Он ничего не дал, потому что думаем, что сто драхм - это простая бумага, нам нравятся драхма или две драхмы, что Он дал дру¬гим, мы плачем и обижаемся на нашего Благого Отца.
Хорошая зависть

- Геронда, я завидую одной сестре, потому что вижу, что у нее есть смирение, простота, благоговение.
- Я помолюсь, чтобы она умерла. Хочешь, чтобы она умерла?
- Нет, геронда! Я могу завидовать добродетели другого, по даже в мыслях не имею, чтобы с ним что-то случилось плохое. Я не хочу, чтобы другой не имел добродетель, хочу, чтобы и во мне было что-то хорошее.
- Ну тогда мы это разделим, чтобы у каждой было по половине! Не переживай. Твоя зависть - это хорошая зависть. Ревнуешь "дарований больших"...

- Значит, есть и хорошая зависть ?
- Да, когда кто-нибудь завидует добродетели другого и одновременно радуется за него, тогда эта зависть хорошая. Но если человеку плохо, если он расстраивается, когда видит успехи другого, или втайне радуется, когда у того возникают трудности, тогда эта зависть плохая. Допустим, что ты завидуешь сестре, потому что у неё хороший голос и она хорошо поёт. Если ты узнаешь, что она охрипла и не может петь, и обрадуешься, значит, в твоей зависти есть зло, есть яд. Если огорчишься - это значит, что в твоей ревности нет зла, просто и ты хотела хорошо петь.

- А как мне стяжать хорошую зависть?
- Будем звать тебя благозавистливая!.. Постарайся очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью. Радуйся за сестру, которая преуспевает, и стремись ей подражать. Так ты преобразишься духовно, в тебе будет пребывать Благодать Божия, которая дарит человеку небесную радость уже в этой жизни.

- Геронда, а может в человеке хорошая зависть прекратиться в плохую?
- Если человек не работает над собой, то, конечно, может. Нужно внимание.

- Геронда, я не всегда могу понять, то, что я чувствую, видя успехи сестры. Какая это зависть: хорошая или плохая?
- Спроси себя: "Если бы сестра сотворила чудо, что бы я почувствовала?" Или: "Если бы она впала в искушение и уронила бы себя в глазах людей, я бы радовалась или переживала?" Ответив на этот вопрос, ты поймёшь, хорошая у тебя зависть или плохая. Ну-ка скажи мне, если ты услышишь, что сестра, которой ты завидуешь, обленилась и совсем перестала исполнять свои монашеские обязанности, сама не молится, а ставит в магнитофон кассету и слушает: "Господи Иисусе Христе...", ты огорчишься ?
- Да, огорчусь, но и если услышу, что она делает всё большие и большие успехи, тоже, думаю, не обрадуюсь.
- Знаешь, если ты ходишь с трудом, радуйся за того, кто быстро бегает, а не огорчайся. Если хочешь духовно преуспеть, радуйся успехам сестёр и проси Бога, чтобы они и дальше преуспевали, а тебе, чтобы достичь своей собственной меры. Когда я был послушником в монастыре, там был ещё один послушник, того же возраста, примерно, что и я. Он достиг большой духовной меры, его лицо светилось. Он во всём был примером, большой подвижник и ревнитель. Еще он был очень благоговейный. Старшие монахи в знак уважения вставали, когда он проходил мимо. Я больше получил пользы от этого послушника, чем от всех книг, которые до того читал, потому что он был живым примером. Однажды у меня болело сердце. Случайно в это время в келью ко мне зашёл тот брат, и я попросил его помолиться. Он ещё не успел уйти, а боль уже прошла. В другой раз в монастырь пришел бесноватый и просил у отцов, чтобы они его исцелили. Тогда игумен сказал этому послушнику: "Давай-ка помолись, пусть бес выйдет из этого несчастного". "Вашими молитвами, - сказал он, - Христос да прогонит беса". Только он отошёл, бес вышел из человека. Вот какое у него было дерзновение к Богу! В какую духовную меру он пришёл! Так вот, я просил Бога, чтобы тому брату прийти в меру того святого, имя которого он носил, а мне прийти в его меру. Так же и ты делай, и увидишь явно силу Божию.

Когда человек научится радоваться успехам других, Христос даст ему все успехи других, и он будет радоваться так, как радуются все другие вместе взятые, и тогда его успехи и радость будут огромны.

---------------------------------------------

ЛЕСТВИЦА:

Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко и с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.

---------------------------------------------

Епископ Иларион (Алфеев)

Зависть ослепляет человека. Она заставляет его думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то материальными или духовными благами является другой человек, и что как только этот человек будет устранен, все препятствия исчезнут. На самом же деле все обстоит иначе - человек, как правило, не достигает цели по собственной вине, а не по вине другого. Завистник думает, что на этой земле есть только одно место, и это место должно принадлежать ему, а не его конкуренту. На самом же деле на земле есть место для каждого человека, и каждый может реализовать свой потенциал - и духовный, и профессиональный, и человеческий. И если мы не реализуем его по каким-то причинам, то причины эти в нас самих, а не в других людях.

И чем более обстоятельства благоприятствуют тому, на кого обращена зависть, тем более завидующий возгорается пламенем зависти. Отсюда - угрюмый вид, суровый взгляд, бледное лицо, дрожащие губы, скрежет зубов, свирепые слова, неистовые ругательства, руки, готовые на убийства и, хотя свободные на время от меча, но вооруженные бешеной завистью, бешеной ненавистью. Поэтому-то Дух Святой говорит в псалмах: "Не ревнуй спеющему в пути своем", и еще - "назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими, Господь же посмеется ему зане прозирает яко приидет день его".

В конечном итоге Господь всегда останется победителем. Только бы каждому из нас оказаться на стороне Бога, а не на стороне диавола.

---------------------------------------------

Святые отцы называют еще одну причину гнева – зависть. Этот грех очень часто бывает связан со сребролюбием, недаром эта страсть стоит перед страстью гнева. Завидуют обычно тем, кто богаче, удачливее, кому больше дано. Даже у очень богатых людей постоянная конкуренция, соперничество, «у кого больше нулей на банковском счету». Зависть приводит к ненависти, даже толкает на убийство. «Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего “смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».

---------------------------------------------
Психология:

Зависть - это ключ к подлости. Завистливый человек всегда способен на подлость. Нет зависти - нет подлости.
Сюда не следует приписывать ситуации, где кто-то в чём-то реально лучше, компетентнее, сильнее и т. д.

Зависть - неизбежное следствие желания быть лучше других - это стресс,
который приводит к безжалостному уничтожению.
Нет ни одной хорошей вещи,
которую завистники не попытались бы уничтожить. Материальные блага жизни легко
украсть, разрушить, сжечь. Испуганный человек беззащитен перед завистниками
даже при наличии самой совершенной охранной системы. Единственный вид
ценностей, недоступный завистникам, это духовные ценности. Достойный человек
сохраняет достоинство и тогда, когда завистник хочет уничтожить его достоинство.
Достоинство - это смелость быть самим собой.

Наиболее разрушительной является зависть душевно близких людей, ибо от них
ждут наибольшей любви и понимания. Поэтому современных людей характеризует
постоянное возрастание душевной замкнутости.

О людях удачливых принято говорить: он не открывает свою душу, свои мысли он держит при себе, он не подпускает к своей душе, он ни за что не выскажет своего мнения, своими знаниями он не делится, из него слова не выжмешь и т. п.

Одни относятся к этому хорошо, другие плохо.
Отношение тем хуже, чем больше человек желает втереться к молчуну в доверие и
чем больше осознает, что это не удастся.
Хорошо относятся те, которые не понимают и понимать не желают. Особенно же
язвительно настроены те, которые прежде были дружны с молчуном либо были с
ним на равных, но теперь, когда тот пошел наверх и уже не делится сокровенными
мыслями, ощущают себя оскорбленными. Они не видят себя со стороны и потому
не замечают, что дружеское подначивание, допустимое в прежних отношениях,
перерастает у них в завистливое злобничание. Человек, кому адресованы издевки,
понимает умом, что все это ерунда, но его душа видит правду и замыкает уста.
Если его упрекнуть в скрытности, то он сам может удивиться, что незаметно
сделался скрытным. Осознание ситуации не меняет сути дела. Вместо того, чтобы
открыться, человек еще больше замыкается. Постепенно происходит отчуждение.
Ощущение, что его не понимают, вынуждает человека сторониться прежнего
общества и искать новых единомышленников. Но страх перед завистью остается и
возрастает. Так же, как и замкнутость. Страх перед тем, что полученные от него
сведения могут быть употреблены во зло, закрывает рот почище любого замка.
Человек осознает, что друзей надо опасаться, что любимого человека нельзя
посвящать в свои дела, что родителям доверять нельзя. И так далее.

Осознание - верное, ибо желание этих людей проникнуть в душу человека на
самом деле есть желание выставить душу человека на всеобщее обозрение. В
этом не было бы ничего дурного, если бы не всеобщая зависть. Испуганный
человек, желающий быть лучше других, неизбежно становится завистливым, и его
зависть возрастает по мере роста чужого успеха. Однако и в неудачнике он может
углядеть нечто, представляющее собой ценность, и этого его душа не может
вынести.

Духовное либо физическое богатство чужих людей не выставляется напоказ, а
хранится за закрытой дверью.
Однако зависть способна выискать и то, чего нет. Достояние близких людей хорошо видно. Им легко завидовать, и их ценности легко
присваивать. Девиз зависти: если не достается мне, то пусть не достается никому.
Присвоению не подлежат лишь духовные ценности. Зато их можно уничтожить.
Зависть на это и рассчитывает. Кражу имущества можно потом возместить
деньгами. Кражу незапятнанного имени деньгами не возместить. На реабилитацию
своей чести может уйти целая жизнь, которой можно было бы распорядиться
гораздо лучше, умей человек мыслить наперед.

Зависть порождает воровство. Примитивный вор - это мелкий воришка, который
ходит опустив глаза и делает свою работу под покровом темноты. У мелкого вора
менталитет волка, он тянет то, что плохо лежит. Но возле своего логова он не
оставляет следов. Интеллигентный вор - крупный вор, который расхаживает с
честным выражением лица и делает свое дело при свете дня. Он впрягает в работу
свой интеллект и делает так, чтобы то, на что он зарится, оказалось без присмотра,
ибо в развивающемся мире всегда найдутся государственные законы, которые
отстают от жизни. Более всего он похищает у своих, поскольку знает, что там
самая богатая добыча. Все это делает зависть.

Зависть, которая завистью не считается, есть ревность. Завистливый хочет
отобрать у другого то, что делает того лучше него, с тем, чтобы, в свою очередь,
стать лучше другого. Завистник, который превыше всего ставит богатство,
превращается в вора, использующего чужое имущество. Завистник, который
превыше всего ставит ум, превращается в похитителя чужих знаний, идей либо
научных открытий. Завистник, который желает присвоить наивысшую ценность на
свете - любовь - и пользоваться ею себе во благо, становится ревнивым. Самая
страшная зависть и есть ревность.

Ревность может приобретать такие масштабы и такую степень безрассудства, что
выходит за всякие рамки. Кто испытал на себе ревность, тот знает, что поначалу
ревнивый человек бдительно следит за объектом своей любви в отношениях с
противоположным полом, затем это распространяется на детей, животных,
растения, вещи. Ревновать можно даже к унитазу, ибо тот похищает у ревнивца
любимого человека аж на несколько минут.

---------------------------------------------
Cхиархимандрита Иоанн (Маслов) (Глинский старец):

Не менее зловредной страстью, чем гордость, по мысли отца Иоанна, является зависть. Говоря о происхождении зависти, он приводит слова блаженного Августина: «Зависть есть дщерь гордыни: умертви матерь, и дщерь ее погибнет».

Когда старца спрашивали: «От чего зависть?» — он отвечал: «От гордости».

Именно зависть побудила диавола соблазнить первых людей, и они пали. Старец объяснял, что враг постарался посеять эту пагубную страсть и в человеке. Завистливый человек, подобно диаволу, никогда и ни в чем не имеет отрады, он ненасытен: сколько бы милости и добра ни оказывали ему, он всегда будет недоволен и раздражителен. Отец Иоанн ярко показывает, что зависть открывает доступ в душу подверженного ей человека злой силе, которая мучит его и воспламеняет в нем геенский огонь прежде Страшного суда Божия. Таких людей батюшка называл «мучениками без венца».

Отец Иоанн, основываясь на учении святых отцов, раскрывает пагубную сущность зависти: «Завистливый человек... хуже диавола, поскольку злые духи завидуют не друг другу, а только тем из людей, которые стремятся идти спасительным путем, в то время как человек человеку и даже брат брату злобно завидует и мучительно терзается».

По мысли отца Иоанна, зависть приводит человека в плачевное состояние. Он ссылается на слова св. Василия Великого, который также видит в этом грехе великую опасность для души христианина: «Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой живет она».

От зависти рождается зложелательство по отношению к ближнему. В Священном Писании по этому поводу можно найти множество примеров. Так, Каин из зависти убил Авеля, а сыновья Иакова, руководимые ею, продали Иосифа в Египет и т. д.

В одном из своих писем отец Иоанн указывает: «Всякое недоброжелание прежде всего вызывает ненужную боль в своем сердце, а затем от этого страдают и другие...».

Он учит: «Зависть есть обоюдоострый меч, который наносит вред как самому завистнику, так и тому, кому он завидует».

Человеку завистливому всегда кажется, что положение ближнего лучше, чем его, и это угнетает и мучительно терзает его душу. (Батюшка говорил, что завистью враг может истерзать душу, если не противиться ему). Отец Иоанн показывает, что такое внутреннее состояние «снедает» не только душу, но и тело человека, «делая его болезненным и неспособным ни к какой деятельности».

Старец поучал, что зависть еще опасна тем, что в зависти враг не дает раскаяния.

Отец Иоанн не только предупреждает о пагубных последствиях зависти, но и указывает на средства для избавления от нее. Старца спрашивали: «Как искоренить зависть?» Он отвечал: «Не слушать эти мысли!»
Наилучшим средством в борьбе с завистью старец считал Слово Божие, «которое приводит блуждающий ум в собранность и, подобно мечу, умерщвляет зависть в зародыше».

Отец Иоанн учил, что окончательно искореняет зависть любовь.

Он говорил: «Для победы над завистью надо всячески возгревать любовь». «Ведь любовь, по апостолу Павлу, «не завидует» (1 Кор. 13, 4)... Но воспитание любви требует от человека большого подвига».

Сообщение отредактировал ната - Вторник, 28.07.2009, 11:46
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz