Форум
Регистрация Вход
Каталог статей: Мое Христианство                                                     Апокрифические Тексты                                Мир Вам и Вашему дому  Гость · Воскресенье, 22.12.2024, 08:09
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Суд и осуждение
натаДата: Вторник, 28.07.2009, 11:26 | Сообщение # 1
Суд и осуждение

"Знай только себя"
Старец Иероним (Санаксарский)

Священник Павел Гумеров
Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

---------------------------------------------

Борьба с осуждением
Старец Паисий Святогорец

- Геронда (отче – прим. ред.), когда я вижу непорядок на послушании, то в мыслях осуждаю.
- Ты у себя следи за порядком, а не смотри на чужой беспорядок, Будь строгой к себе, а не к дру­гим. Сегодня ты что делала?

- Пыль вытирала.
- С других пыль вытирала или с себя?

- К сожалению, с других.
- Смотри, ты начнёшь работать над собой, когда пре­кратишь интересоваться тем, что делают другие. Если будешь заниматься собой и прекратишь смотреть на других, будешь видеть только свои собственные недо­статки, а в других не будешь их замечать. Тогда ты от­чаешься в себе, в хорошем смысле, и будешь осуждать только себя. Будешь чувствовать свою греховность и стараться избавиться от своих слабостей. Потом, когда станешь видеть в других какую-нибудь слабость, будешь говорить себе: "Неужели я преодолела свои слабости? Так как я могу предъявлять к другим такие претензии?" Поэтому постоянно занимайся и следи за собой, что- бы избежать скрытой гордости, и имей самоукорение с рассуждением, чтобы избежать внутреннего осужде­ния. Так исправишься.

- Геронда, авва Исаак пишет: "Если любишь чистоту... вошедши в виноградник сердца твоего, делай в нем, ис­требляй в душе своей страсти, старайся не знать зла чело­веческого". Что он имеет в виду?
- Имеет в виду обратиться к себе и работать над со­бой. Как святые стяжали святость? Обратились к себе и видели только свои собственные страсти. Благодаря са­моосуждению и самоукорению, у них с душевных очей спала, завеса, и они стали видеть чисто и глубоко. Они ви­дели себя ниже всех людей и считали всех лучшими себя. Они видели собственные недостатки большими, а недо­статки других маленькими, потому что смотрели очами души, а не земными глазами. Поэтому они и говорили о себе: "Я хуже всех людей". Их душевные очи очистились и приобрели зоркость, поэтому они видели собственные недостатки - сучки - как брёвна. Мы, хотя наши недо­статки как бревна, видим их как сучки2 или вовсе не ви­дим. Разглядываем других в микроскоп. Нам чужие гре­хи кажутся большими, а свои собственные мы не видим, потому что у нас не очистились очи души.

Главное, чтобы очистились душевные очи. Когда Хрис­тос спросил слепого: "Как ты теперь видишь людей?" тот ему ответил: "Как деревья", потому что зрение его восстановилось не полностью. Когда вернулось все зре­ние, он стал видеть ясно. Достигнув хорошего духовного состояния, человек всё видит чисто, оправдывает все не­достатки других, в хорошем смысле, потому что видит их духовным зрением, а не- человеческим.

- Когда ко мне приходят помыслы гордости и осуж­дения, я стараюсь оправдывать других. Это падение или борьба, геронда?
- Борьба. Когда человек глазеет, раскрыв рот, то в рот может влететь муха. Конечно, он её выплюнет, но лучше стараться, чтобы муха не влетала.

- Геронда, часто, глядя на других, я их осуждаю.
- По правде сказать, невозможно не видеть, что делается вокруг тебя. Однако нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей. Тогда ты будешь их видеть в добром состоянии.

- Геронда, во время службы мне приходят помыслы, почему одна сестра не приходит на клирос, почему другие поет тихо, и так я постоянно осуждаю.
- Почему ты не думаешь, что, может быть, сестра ус­тала или, может, у неё что-то болело, и она не спала и поэтому не поёт? Я знаю сестёр, которые, даже больные и с температурой, еле волоча ноги, идут на послушания и стараются, чтобы никто ничего не заметил, чтобы их не освободили от послушания и не поставили другую сест­ру на их место и ей бы пришлось работать за двоих. Это тебя не трогает?

- Трогает, но у меня не всегда получается оправдывать сестру, когда она грубо себя ведёт.
- Ты когда-нибудь думала о том, что, сестра ведёт себя грубо, чтобы скрыть свою добродетель? Я знаю людей, которые намеренно творят бесчинства, для того чтобы их злословили те, кто к себе невнимателен. Или, возможно, сестра ведёт себя грубо, потому что устала, но потом сразу кается. Она уже покаялась за своё поведение, а ты её всё осуждаешь. В глазах людей она выглядит унижен­но, но в глазах Бога высоко.

- Геронда, у меня какая-то узость: я не ставлю себя на место другого человека, чтобы оправдать.
- Смотри с состраданием на того, кто ошибается, и прославляй Бога за то, что Он тебе дал, а иначе Он потом тебе может сказать: "Я тебе столько дал, так: почему ты со Мной поступила так жестоко?" Подумай о том, что было у человека в прошлом, какие у него были возмож­ности для саморазвития и какие были у тебя, а ты ими не воспользовалась. Так ты будешь радоваться благам, кото­рые тебе даровал Бог, прославлять Его и смиряться. Од­новременно почувствуешь любовь и сострадание к брату, у которого не было таких возможностей, как у тебя, и будешь за него от сердца молиться.

Есть люди, которые совершают тяжкие преступле­ния, но у них есть много смягчающих обстоятельств. Кто знает, каковы эти люди в глазах Божиих ? Если бы Бог нам не помогал, то, может, и мы были бы хулига­нами. Допустим, преступник совершил двадцать пре­ступлений, я его осуждаю, но не знаю, что у него было в прошлом. Кто знает, сколько преступлений совершил его отек!.. Может, с его детских лет посылали воровать ? А потом, в молодости, много лет он провёл в тюрьме, где его учили опытные воры. Он мог бы совершить не двад­цать, а сорок преступлений, но сдержался. А я со свои­ми наследственными задатками и воспитанием теперь уже должен был бы творить чудеса. Я творю чудеса? Не творю. Значит, извинения мне нет. Но даже пусть я совершил двадцать чудес, а ведь мог совершить сорок. Значит, опять же, извинения мне нет. Такими помысла­ми мы отгоняем осуждение и слегка размягчаем наше твёрдое сердце.

---------------------------------------------

Как удержаться от осуждения?

Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
(Рим. 14, 12-13).

Чужая душа – потемки.

Человека-то видать, а в человеке не видать.

С грехом бранись, а с грешником мирись.
Русские пословицы.

Знай, судья, что сам будешь судим, и – меньше согрешишь.
Святитель Григорий Богослов (329-389).

Не судите никого; где — суд, там нет любви.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

…Когда видишь кого падающим, закрой скорее глаза да внутрь себя смотри, чтобы тоже не бухнуться.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).

Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушался молитвами твоими.

При самоукорении христианин увидит всех человеков святыми ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.
Преподобный Антоний Великий (251-355).

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела, ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

Кто верует, что он, по исшествии из тела, должен предстать на суд Божий, тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего, потому что сам должен дать отчет Богу во всех делах своих.
Преподобный Исаия († 370).

Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли твоей грешником, ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые.
Святитель Иоанн Златоуст († 407).

…Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: "стараться не видеть злобы человека". В этом состоит чистота душевная...

Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: «он хоть и грешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь». И таким разумением поставил себя ниже грешащего. Вот как древние св. отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от суждения и осуждения.

Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией.

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.

Как будешь кого осуждать, то скажи себе: «Лицемере! Изми первее бревно из очесе твоего».
Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).

Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: положи, Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928).

Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. На согрешение ближних он не смотрит. Если по какому-либо случаю придется ему взглянуть на согрешение ближнего, то взгляд его бывает самым поверхностным и мимоходным.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

И тогда, как грех брата будет не тайный, а явный, всем видный, ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему отношение.

Когда соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришься с братом.

Пусть даже чей-нибудь грех будет не только явный, но и очень тяжкий и исходит из ожесточенного и нераскаянного сердца, ты и при этом не осуждай его, но возведи очи ума твоего к непостижимым и дивным судам Божиим и увидишь, как многие люди, бывшие прежде пребеззаконными, потом каялись и достигали высокой степени святости и как, с другой стороны, иные, стоявшие на высокой степени совершенства, падали в глубокую пропасть. Смотри, не подвергнуться бы и тебе такому бедствию за осуждение.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда – даже если он прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются. К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. «Бог мне помог, – говорит такой человек, – однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым».
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Повидимому (т. е. внешне - составители) ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов, а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому потрудись лучше над оздоровлением своей души. Если не желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании. А ты и другим не помогаешь, и самого себя ввергаешь в тяжкую, мучительную болезнь.

Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его - и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лк. 19, 41)?
Преподобный Исаак Сирин. (VII век).

Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого от того же, за что оплакивал брата.
Святитель Василий Великий (330-379).

...Видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Видишь ли твердость? Видишь ли состояние души?

Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всем, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил ввысь, что не находит времени и келью свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келья его чиста.
Авва Дорофей (†620).

Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: «Я хуже всех».
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Когда осуждаешь, молиться так: Ведь это я, Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй.
Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) (1960-1993).

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущившему его бесу.
Преподобный Иоанн Лествичник (†649).

1) Всякому на себя смотреть, и свои пороки и грехи перед глазами положить, и их очищать стараться: ибо за них будет истязан перед судом Божиим, если не покается. Такое рассмотрение собственных грехов не допустит чужих пороков изыскивать. Как немощный, видя свою немощь, заботится о себе, а не о других, так, кто свою душевную видит немощь, старается от нее освободиться, и сперва старается исправить себя, нежели других, сперва бревно из своего глаза вынуть, нежели сучок из глаза брата своего.
2) Помнить, что за осуждение такое сам будет судим.
3) Беречься от разговоров непотребных, в которых люди только пересуживаются и то одного, то другого имя и честь терзается.
4) Удаляться от тех, которые привычку эту злую имеют, как от прокаженных, которые злосмрадным своим запахом и другим вредят.
5) Брату падшему или падающему духом любви соболезновать, и от его падения самому осторожно поступать, и за него молиться милосердному Богу, чтобы падшего восставил, а тебе в тот же грех впасть не попустил.
6) Имеющим злую привычку молиться с Псаломником: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3), — и вышеописанные причины помнить.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

---------------------------------------------
Cхиархимандрита Иоанн (Маслов) (Глинский старец):

Язык человека служит средством выражения еще более тяжкой страсти — осуждения. Свое начало она берет не от одной страсти, а из нескольких: гордости, зависти, злобы и самооправдания.

Схиархимандрит Серафим (Романцов) так говорит об осуждении:
«Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы. <...> Судишь или осуждаешь ближнего - немощь. Это кажется многим из нас маловажным, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом».

Иеросхимонах Макарий учит:
«Каждый судит по себе и, осуждая других, обличает неустройство своей души».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) наставляет:
«Мы часто даже не замечаем, как осуждаем наших ближних, и даже смеемся над их недостатками. Господь дал нам ясную заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить людей, и Господь часто наказывает нас за этот грех».

Батюшка говорил духовным чадам, что больше всего страдают на мытарствах за осуждение. Почему? Старец отвечает на этот вопрос. Прежде всего, он объясняет то, о чем большинство из нас не задумывается. Человек, осуждая ближнего, совершает всегда больший грех, чем тот, кого он осуждает, потому что забывает о своей личной греховности и ничтожестве. Вряд ли кто из нас сознает, что, осуждая, он совершает страшный грех — попирает права Бога, похищает власть, принадлежащую Единому Богу, и дерзко присваивает их. Один Творец имеет власть производить суд над своими тварями... Но человек, забывая это, очень часто поносит создание Божие, не сознавая того, что... он уничижает Царя Небесного и наносит Ему оскорбление».

Батюшка объяснял, что люди впадают в осуждение потому, что душевное ослепление не позволяет им видеть собственное греховное безобразие и нечистоту.

По мысли отца Иоанна, грех осуждения настолько мерзок перед Всевышним, что поношение человека не только открытое, но выраженное даже вздохом, смехом, кивком головы, мыслью или еще как-либо, оскверняет и помрачает душу.

Отец Иоанн пишет:
«Помня, какой великий вред наносит душе грех осуждения, человек не должен осуждать никогда и никого, даже явного и великого грешника, потому что согрешивший может в любой момент воззвать из глубины души к Богу с просьбой о помиловании, и милосердный Отец, оставивший грехи блуднице и разбойнику покаявшимся, примет и его»
.
Об этом же говорит схиархимандрит Илиодор (Голованицкий):
«Если мы видим какой-либо порок у нашего ближнего, мы не должны осуждать его; первое, потому что нам неизвестно его душевное состояние, второе, потому что нам неизвестно его будущее. Немало было случаев, что некоторые, проводящие жизнь порочную, были возбуждены Божественною благодатью к покаянию, исправились в короткое время и окончили жизнь праведниками».

Для избежания осуждения отец Илиодор советует: «Исправиться легко, если будешь смотреть на свои только недостатки, а не на других».

Более того, он пишет, что долг христианина – «судить себя, а не других».

Следовательно, в борьбе со страстями прежде всего необходимо научиться осуждать самих себя и ни в коем случае других.

По мысли отца Иоанна (Маслова), действенным средством, искореняющим страсть осуждения, служит познание своих грехов и тех мерзостей, которыми душа бывает омрачена и извращена. Осознав свою мерзость и богопротивность, человек придет в трепет и ужас, «начнет удаляться от злых собеседований... не станет обращать внимания на чужие недостатки, но займется врачеванием собственных греховных язв».

В своих проповедях батюшка всех призывал: «Будем каяться пред Богом и просить: «Господи, прости нам грех осуждения».

Сообщение отредактировал ната - Вторник, 28.07.2009, 11:27
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz