Пасисий Величковский: Об умной или внутренней молитве.
|
|
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:38 | Сообщение # 26 |
| Божественный отец наш Диадох, епископ Фотикийский свидетельствованный в книге вышепомянутаго святителя Христова Симеона Фессалонитскаго, полагает своим словом, исполненным духовной премудрости, коих в Божественной его книге находится сто глав, об умной Иисусовой, в сердце священнодействуемой молитве следующее основание из Божественнаго Писания: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3); и из Евангельской притчи о купце, ищущем добрые бисеры, приводит следующими словами: это – многоценный бисер, который может приобрести тот, кто продаст имение свое и о обретении его будет иметь неизглаголанную радость и прочее.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:38 | Сообщение # 27 |
| Преподобный отец наш Никифор Постник, свидетельствуемый в той же книге вышепомянутаго святителя Симеона, в слове своем о хранении сердца, преисполненном духовной пользы, уподобляет это Божественное мысленное в сердце делание молитвы сокровищу, сокровенному на селе, и называет светильником горящим, приводя изречения Священнаго Писания: царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21), и: несть наша брань к крови и плоти (Ефес. 6, 12); также, чтобы делать и хранить (Быт. 2, 15), и прочее.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:39 | Сообщение # 28 |
| Блаженный и Богоносный отец наш Григорий Синаит, который деланием этой Божественной молитвы взошел в крайнее Боговидение, и как солнце просиял дарованиями Святаго Духа в святой Афонской горе и на прочих местах, составивший «Троичны», поемыя всякую неделю после троичнаго канона в святой Соборной Восточной Церкви по всей вселенной, также и канон Животворящему Кресту, обнявший писания всех духоносных отцев, составил книгу, исполненную всякой духовной пользы, в которой более всех прочих святых в тонкости учит об этой Божественной, умом в сердце священнодействуемой молитве, и приводит в подтверждение своих слов их Священнаго Писания следующее: Помяни Господа Бога твоего выну (Второз. 8, 18); также: в заутрии сей семя твое, и в вечер да не оставляет рука твоя (Ек. 11, 6), и прочее;
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:39 | Сообщение # 29 |
| также: аще молюся языком, то есть, устами, дух мой помолится, то есть, глас мой (знай, что уста и язык, и дух, и глас – одно и то же); а ум мой без плода есть: помолюся убо духом, помолюся же и умом (1 Кор. 14, 14. 19),
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:40 | Сообщение # 30 |
| и прочее, приводя в свидетеля и Лествичника, относящаго эти слова к молитве. Также: нуждно есть царствие небесное, и нуждницы восхищают е; также: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 13, 3), и прочее.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:43 | Сообщение # 31 |
| Апостольским стопам последователь, непреоборимый столп православной веры, огненным Духа мечем и истиною православных догматов уничтоживший на Флорентийском соборе, как паутинныя сети, духоборные ереси Латинян. Марко, говорю, всесвященнийший, премудрейший и словеснейший, митрополит Ефесский, в начале толкования церковнаго последования, пишет о Божественной Иисусовой молитве, совершаемой тайно умом в сердце, употребляя свидетельства Божественнаго Писания, котораго и самыя Богомудрыя слова предлагаю следующия:
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:44 | Сообщение # 32 |
| «Следовало бы, по повелевающей заповеди непрестанно молиться, и духом и истиною возносить поклонение Богу; но прилежание о помыслах житейских и уза попечений о теле отводит многих и отстраняет от царствия Божия, находящагося внутри нас, как возвещает слово Божие, и препятствует пребывать при умном жертвеннике, и приносить от себя духовныя и словесныя жертвы Богу, по Божественному Апостолу, говорящему, что – мы храм Бога, живущаго в нас, и Дух его Божественный живет в нас.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:45 | Сообщение # 33 |
| Преподобный отец наш Российский, святый Нил Сорский, составивший свою книгу о мысленном хранении сердца из учения Богоносных отцев, а в особенности Григория Синаита, употребляет из Священнаго Писания свидетельства такия: от сердца исходят помышления злая, и та сквернят человека (Мф. 15, 19); и: очисти внутреннее сткляницы (Мф. 23, 26); также: духом и истиною подобает кланятися Отцу; также: аще молюся языком, и прочее; и: хощу пять словес умом моим рещи, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14, 14,19), и прочее.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:46 | Сообщение # 34 |
| Российское светило опять, святитель Христов Димитрий, митрополит Ростовский, духовным мечем слова уничтоживший, как паутинныя сети, заблуждения раскольников и их богопротивный, растленный, и Священному Писанию противный разум, написавший многия учения на пользу святой Церкви, исполненныя премудрости святаго Духа, и составивший слово о внутреннем мысленном делании молитвы, преисполненное духовной пользы, употребляет из Священнаго Писания свидетельства следующия:
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:48 | Сообщение # 35 |
| ты же, егда молишися, вниди в клеть твою ; также: тебе рече сердце мое: Господа взыщу: взыска Тебе лице мое: лица твоего, Господи, взыщу; также: царствие Божие внутрь нас есть; также: всякою молитвою и молением молящееся на всяко время духом; и: аще молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть; помолюся духом, помолюся же и умом, воспою духом, воспою и умом и прочее. Эти слова он, согласно со святым Иоанном Лествичником, Григорием Синаитом и Нилом Сорским, разумеет об умной молитве.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:49 | Сообщение # 36 |
| Да и самый устав церковный, печатанный в царствующем великом граде Москве, предлагая церковное законоположение о поклонах и молитве, приводит и об этой Божественной молитве изречения Священнаго Писания следующия:
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:50 | Сообщение # 37 |
| Бог есть дух: духом и истиною кланяющихся Ему ищет (Иоанн. 4, 24). Также: аще молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть. Что убо есть: помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом, воспою же и умом? (1 Кор. 14, 14,15). И опять: хощу, говорит, в церкви пять словес умом моим глаголати, нежели тмы словес языком (1 Кор.14, 19). И приводит в свидетельство святых отцев: св. Иоанна Лествичника, св. Григория Синаита и святаго Антиоха, и отчасти их Божественныя учения об этой умной молитве, и наконец говорит: «И этим здесь мы заканчиваем слово о священной и приснопамятной умной молитве». А затем уже говорит и о святой, всем общей молитве, совершаемой по церковному чиноположению.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:51 | Сообщение # 38 |
| Вот благодатию Божиею показано, что Богоносные отцы, умудренные просвещением Святаго духа, основание своего учения о мысленном священнодействии молитвы, тайно совершаемой во внутреннем человеке, полагают на недвижимом камени Божественнаго Писания Новаго и Ветхаго Заветов, заимствуя оттуда, как из неисчерпаемаго источника, так много свидетельств.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:51 | Сообщение # 39 |
| Кто же из правоверующих христиан, видя это, мог бы хоть мало усумниться об этой Божественной вещи? Разве только повинующиеся духу нечувствия, которые слышат и видят, а понять и узнать не хотят
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:52 | Сообщение # 40 |
| Но те, кои имеют страх Божий и здравый разум, видя такия свидетельства стольких свидетелей, единодушно признают, что это Божественное дело, преимущественно пред всеми монашескими подвигами, свойственнее и приличнее Ангельскому монашескому чину.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:53 | Сообщение # 41 |
| Об этом делании вышеупомянутые и многие другие Божественные отцы наши в своих писаниях предлагают многия достослышанныя, паче меда и сота сладчайшия, исполненныя духовной премудрости слова, научая внутреннему, мысленному против мысленных врагов подвигу; как должно обращать на них этот духовный меч, и пламенное непобедимое оружие имени Иисусова, охраняющее сердечные врата, то есть: как должно эту Божественную Иисусову молитву священнодействовать умом в сердце.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:53 | Сообщение # 42 |
| Об этом священнодействии сей священной молитвы, особенно же в самых ея начатках, и о том, как опытом должно новоначальным обучаться ей, я последнейший, по силе моего немощнаго ума, при помощи Божией должен хоть что-нибудь немного написать из учения святых отцев. И во-первых нужно изъявить о том, что эта Божественная молитва есть духовное художество; потом – какое для занятия ею, по учению святых отцев, требуется предуготовление.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:54 | Сообщение # 43 |
| Глава 3-я. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:55 | Сообщение # 44 |
| Да будет известно, что Божественные отцы наши называют это священное мысленное делание молитвы – художеством.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:56 | Сообщение # 45 |
| Святый Иоанн Листвичник в слове 27-ом о безмолвии, уча о таинстве этой умной молитвы, говорит: «Если ты основательно изучил это художество, то не можешь не знать, что говорю.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:57 | Сообщение # 46 |
| Сидя на высоте, наблюдай, если только умеешь, и тогда увидишь: как, когда, и откуда, и сколько, и какие тати приходят, чтобы войти, и украсть твои грозды. Страж этот, утомившись, встает и молится; потом опять садится, и мужественно принимается за прежнее делание».
|
|
| |
Странник | Дата: Среда, 22.04.2009, 00:09 | Сообщение # 47 |
| Святый Исихий, пресвитер Иерусалимский, об этой священной молитве говорит: «Трезвение есть духовное художество, совершенно, с помощию Божиею, избавляющее человека от страстных помыслов и слов, и лукавых дел» (гл.1).
|
|
| |
Странник | Дата: Среда, 22.04.2009, 00:09 | Сообщение # 48 |
| Святый Никифор Постник, уча о ней, говорит: «придите, и объявлю вам художество, или лучше – науку, вечнаго, лучше же – небеснаго жительства, вводящую делателя своего, без труда и безопасно в пристанище безстрастия».
|
|
| |
Странник | Дата: Среда, 22.04.2009, 00:10 | Сообщение # 49 |
| Художеством же святые отцы, как показано, называют эту святую молитву, думаю, потому, что как художеству человек не может научиться сам собою без искуснаго художника: так и этому мысленному деланию молитвы, без искуснаго наставника, навыкнуть невозможно. Но дело это, по святому Никифору, и многим, и даже и всем, приходит от учения; редкие же без учения, болезненностию делания и теплотою веры, прияли его от Бога. Церковное правило по уставу и священным церковным книгам, которое православные христиане, мирские и монахи, должны ежедневно, как дань, приносить небесному Царю, может всякий грамотный устно читать и совершать без всякаго учения. А умом в сердце приносить Богу таинственную жертву молитвы, так как это духовное художество, без научения, как выше указано, невозможно.
|
|
| |
Странник | Дата: Среда, 22.04.2009, 00:10 | Сообщение # 50 |
| Будучи же духовным художеством, оно составляет и непрестанное делание монахов; чтобы не только отречением от мира и яже в мире, переменою имени при пострижении, особенностию одежды, безбрачием, девством, чистотою, самопроизвольною нищетою, отдельностию пищи и места жительства; но и самым мысленным и духовным по внутреннему человеку вниманием и молитвою, монахи имели отменное и превосходнейшее пред мирскими людьми делание.
|
|
| |