Форум
Регистрация Вход
Каталог статей: Мое Христианство                                                     Апокрифические Тексты                                Мир Вам и Вашему дому  Гость · Пятница, 08.11.2024, 07:41
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Пасисий Величковский: Об умной или внутренней молитве.
СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:44 | Сообщение # 76
А желающие быть любовию соединенными с сладчайшим Иисусом, оплевав все красоты этого мира, все наслаждения и самый телесный покой, ничего другаго не захотят иметь в этой жизни, как только постоянно упражняться в райском делании сей молитвы.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:45 | Сообщение # 77
Глава 6-я.

О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы..

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:47 | Сообщение # 78
В древния времена это всесвятое делание умной молитвы возсияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много.

По этой причине и св. отцы наши, пиша о нем, изъявляли только происходящую от него неизреченную духовную пользу, не имея, как я думаю, нужды писать о самом опыте этого делания, приличествующем новоначальным.

Если же где несколько и писали об этом, то и это только для знающих опыт этого делания – очень ясно; а для незнающих – вовсе непонятно.

Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться ноаоначальным, и входить умом в страны сердечныя, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву. Этих-то отцев само Божественное учение об этом предмете нужно представить на среду.

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:48 | Сообщение # 79
Святый Симеон Новый Богослов о начале этого делания говорит так:

«Истинное и непрелестное внимание и молитва состоит в том, чтобы во время молитвы ум хранил сердце, и пребывал бы постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, возсылал молитвы к Богу.

И когда внутри сердца вкусит, яко благ Господь, и усладиться, то не будет уже исходить из места сердечнаго.

И вместе с Апостолом скажет и он: добро есть нам зде бытии (Мф. 17, 4).

И осматривая непрестанно сердечныя места, он изобретает некоторый способ прогонять все, всеваемое там, вражеские помыслы»

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:50 | Сообщение # 80
И ниже еще яснее говорит он об этом так:

«Едва только ум найдет место сердечное, немедленно видит то, чего никогда не видал: видит он среди сердца воздух, и себя всего светлым и полным разсуждения. И с тех пор, откуда бы не показался помысел, прежде, нежели он войдет и изобразится, немедленно прогоняет его и уничтожает призыванием Иисуса Христа.

Отселе ум, получив памятозлобие к бесам, двигает против них естественный гнев, гонит и низлагает мысленных супостатов. И прочему научишся с помощию Божиею посредством блюдения ума, держа в сердце Иисуса»

(Слово о трех образах молитвы).

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:52 | Сообщение # 81
Преподобный Никифор Постник, научая еще яснее о входе умом в сердце, говорит: «Прежде всего пусть будет жительство твое безмолвно, безпопечительно и со всеми мирно.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:54 | Сообщение # 82
Потом, войдя в клеть твою, затворись, и сев в каком-нибудь углу, сдела, что я тебе скажу.
Знаешь, что дыхание, которым дышем, есть этот воздух; выдыхаем же его ничем иным, как только сердцем. Оно-то причина жизни и теплоты тела. Привлекает же сердце воздух, чтобы посредством дыхания выпустить вон свою теплоту, и доставить себе прохладу. Причина этого действия, или лучше сказать – служитель, есть легкое, которое будучи создано Создателем – редким, как насос какой, удобно вводит и выводит окружающее, то есть, воздух. Таким образом сердце, привлекая посредством воздуха холод, и испуская теплоту, совершает непрестанно то отправление ради котораго оно устроено к составлению жизни.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:54 | Сообщение # 83
Ты же сев, и собрав ум свой, понудь войти в сердце вместе с дыханием.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:56 | Сообщение # 84
Когда же он войдет туда, то последующее за сим будет уже не невесело и не нерадостно».

И ниже:
«Поэтому, брат, приучи ум не скоро выходить оттуда; потому что сначала он очень скучает от внутренняго затвора и тесноты.
Когда же приобыкнет, то уже не терпит скитаться вне, потому что царствие небесное находится внутри нас: его-то когда разсматриваем там и взыскуем чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным.

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:56 | Сообщение # 85
Если сразу, как сказано, войдешь умом в сердечное место, которое я показал тебе: то воздай благодарение Богу, и прославь, и взыграй, и держись этого делания постоянно, и оно научит тебя тому, чего ты не знаешь
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:56 | Сообщение # 86
Надо же знать тебе и то, что ум, пребывая там, должен не молчащим или праздным стоять, но эти слова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! иметь непрестанным делом и поучением, и никогда от этого не переставать.

Это, содержа ум не высящимся, сохраняет его неуловимым и неприступным для прилогов вражиих, и возводит его повседневно в любовь и желание Божественное.

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 00:58 | Сообщение # 87
Если же, потрудившись, брат, много, не возможешь войти в страны сердца, как мы тебе повелели: то сделай, что скажу тебе, и при помощи Божией найдешь искомое.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:00 | Сообщение # 88
Известно тебе, что словесность каждаго человека находится в персях: здесь, внутри персей, и при молчании уст, мы говорим и разсуждаем, и произносим молитвы и псалмы и прочее. Этой-то словесности, отняв от нея всякий помысл (можешь это, если захочешь), дай говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, - и понудься это, вместо всякой другой мысли, постоянно взывать внутри.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:00 | Сообщение # 89
Когда же ты это подержишь некоторое время, то этим отверзется тебе сердечный вход, как мы тебе написали, без всякаго сомнения, как мы и сами узнали из опыта. И придет к тебе, с многовожделенным и сладким вниманием, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир, и прочия».
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:05 | Сообщение # 90
Божественный Григорий Синаит, уча также, как должно умом действовать в сердце спасительнейшее призывание Господа, говорит:

«Сидя с утра на седалище в одну четверть, низведи ум от владычественнаго в сердце, и держи его в нем. И преклонившись с трудом, и ощущая сильную боль в груди и плечах и вые, непрестанно зови умно или душевно:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

Потом, если, быть может, ради тесноты и болезненности, и от частаго призывания она сделается тебе несладостна (что бывает не от однообразности снеди Триименнаго, часто ядомой, ибо ядущий Мя, сказано, еще взалчует – Сирах. 24, 23)

то переменив ум в другую половину, говори: Сыне Божий, помилуй мя! И многократно произнося эту молитву, не должен ты по лености часто переменять их; потому что деревья, часто пересаждаемыя, не вкореняются.

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:05 | Сообщение # 91
Удерживай же и дыхание легкаго, чтобы тебе не дерзостно дышать; ибо дыхание духов, происходящее от сердца, развевает мысль, и помрачает ум, и возвращая его оттуда, или предает пленником забвению, или заставляет вместо одного поучаться другому, и оказывается он нечувствительно в том, в чем не должно
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:06 | Сообщение # 92
Если ты увидишь нечистоты лукавых духов, то есть помыслы, возникающие или изображающиеся в уме твоем, то не ужасайся;
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:07 | Сообщение # 93
но если и добрыя разумения о некоторых вещах являются тебе – не внимай им:
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:08 | Сообщение # 94
удерживая же по возможности дыхание, и ум заключая в сердце, и действуя постоянно и часто призывание Господа Иисуса, ты скоро сокрушишь и истребишь их, уязвляя невидимо Божественным именем, как говорит и Листвичник: «Иисусовым именем бей ратников, потому что нет оружия, более крепкаго, ни на небе ни на земле.»
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:08 | Сообщение # 95
И опять этот же Святый, уча о безмолвии и молитве, как должно в нем сидеть, говорит: «Иногда должно сидеть на стульце, ради труда; иногда и на постели немного до времени, для отрады. В терпении же должно быть твое сиденье, ради сказавшаго, что в молитве должно терпеть (Лук. 18, 1), и нескоро вставать, малодушествуя по причине трудности болезни и умнаго взывания и частой напряженности ума.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:09 | Сообщение # 96
Так вещает Пророк: болезни объяша мя аки раждающия (Иер. 8, 21). Итак поникши долу, и ум собирая в сердце, если отверзлось тебе твое сердце, призывай на помощь Господа Иисуса.

Боля же раменами, часто болезнуя головой, терпи то усиленно и ревностно, взыскуя в сердце Господа: нудящимся принадлежит царство небесное, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12),»

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:10 | Сообщение # 97
И еще, как должно произносить молитву, говорит: «Отцы сказали так: иной говорит: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – все;

иной же – половину: Иисусе, Сыне Божий помилуй мя! - и это удобнее, по причине немощи еще ума и младенчества.

Не может же никто сам собою, без Духа, тайно именовать Господа Иисуса – чисто и совершенно, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3); но, как немотствующий младенец, совершить ее членами еще не может.

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:11 | Сообщение # 98
Не должен же он по лености часто переменять призывания имен. но редко – для удержания.
 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:12 | Сообщение # 99
Опять: иные учат произносить ее устами, другие же – умом; а я допускаю и то и другое. Иногда ум изнемогает, соскучившись говорить; иногда же – уста. Поэтому должно молиться обоими – и усами и умом; однако безмолвно и несмущенно должно взывать, чтобы голос, смущая чувство и внимание ума, не препятствовал, пока ум, обыкнув в деле, преуспеет, и примет от Духа силу – крепко и всячески молиться. Тогда уж не нуждается он говорить усами, и даже не может, будучи в состоянии творить делание совершенно одним умом».

[Говорится устами или умом, до тех пор пока сама не будет звучать в сердце. - добавил Странник.]

 

СтранникДата: Среда, 22.04.2009, 01:13 | Сообщение # 100
так, вот вышепомянутые святые отцы, как показано, представляют очень ясное учение и опыт обучения умному деланию для новоначальных. А от этого учения можно уразуметь и учение прочих Святых об этом делании, изложенное более прикровенно.

Богу премилостивому слава, честь, поклонение и благодарение в безконечные веки. Аминь.

 

  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz