Пасисий Величковский: Об умной или внутренней молитве.
|
|
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 17:42 | Сообщение # 1 |
| Глава первая - Обложка. ОБ УМНОЙ ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ. СОЧИНЕНИЕ БЛАЖЕННАГО СТАРЦА СХИМОНАХА и АРХИМАНДРИТА Паисия Величковскаго Настоятеля Нямецкаго и других монастырей в Молдавии и основателя Русскаго Ильинскаго скита на Афоне. ПЕРЕВЕДЕНО С СЛАВЯНСКАГО. Издание третие Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. МОСКВА. Типо-Литография И. Ефремова. Большая Якиманка, собств. Дом. 1902. (Читать без разбивки на посты форума)
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:09 | Сообщение # 2 |
| Глава 2-я.
Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какия свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священнаго Писания.
Прежде чем указать, откуда эта Божественная молитва имеет самое первое начало, нужно предложить к сведению следующее: пусть будет известно, что по писанию святых и Богоносных отцев наших, есть две умныя молитвы:
одна новоначальных, принадлежащая деянию,
другая совершенных, принадлежащая видению;
та – начало, а эта – конец, потому что деяние есть восхождение видения. Должно же знать, что по святому Григорию Синаиту, первых видений – восемь, которыя пересчитывая, он говорит так: «Говорим, что имеются восемь первых видений.
Первое – видение Бога безвиднаго, безначальнаго и несозданнаго, причину всего, единой Троицы и пресущественнаго Божества.
Второе – чина и устроения умных сил.
Третие – устроения чувственных тварей.
Четвертое – смотрительнаго снисхождения Слова.
Пятое – всеобщаго воскресения.
Шестое – втораго и страшнаго пришествия Христова.
Седьмое – вечнаго мучения.
Осьмое – царствия небеснаго, не имеющаго конца».
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:10 | Сообщение # 3 |
| Предложив это, извещаю по мере худости моего немощнаго разума, в какой силе должно разуметь деяние и видение. Пусть будет известно (говорю к подобным мне препростым), что весь монашеский подвиг, которым, при помощи Божией, понуждался бы кто-нибудь на любовь к ближнему и Богу, на кротость, смирение и терпение, и на все прочия Божии и святоотеческия заповеди, на совершенное душею и телом по Богу повиновение, на пост, бдение, слезы, поклоны и прочия утомления тела, на всеусердное совершение церковнаго и келейнаго правила, на умное тайное упражнение молитвы, на плач и размышление о смерти: весь такой подвиг, пока еще ум управляется человеческим самовластием и произволением, с достоверностию называется деянием; но никак не видением. Если же таковый умный подвиг молитвы и назывался бы где в писании святых отцев зрением, то по обыкновенному наречению, потому что ум, как душевное око, называется зрением.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:11 | Сообщение # 4 |
| Когда же кто Божиею помощию и вышесказанным подвигом, а более всего глубочайшим смирением, очистит душу свою и сердце свое от всякой скверны страстей душевных и телесных, тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням, в вышесказанныя духовныя видения, открывая ему, по мере его очищения неизреченныя и непостижимыя для ума Божественныя тайны.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:11 | Сообщение # 5 |
| И это воистину называется истинным духовным видением, которое и есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от которой – ужас и видение.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:11 | Сообщение # 6 |
| Но войти в эти видения не может никто самовластно своим произвольным подвигом, если не посетит кого Бог, и благодатию Своею введет в них. Если же кто без света благодати дерзнет восходить на такия видения, тот по святому Григорию Синаиту, пусть знает, что он воображает мечтания, а не видения, мечтая мечтаясь мечтательным духом (Григ. Син. Гл.130). Таково рассуждение о деятельной и зрительной молитве. Но уже время показать, откуда Божественная умная молитва имеет свое начало.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:12 | Сообщение # 7 |
| Пусть будет известно, что, по неложному свидетельству Богомудраго, преподобнаго и богоноснаго Отца нашего Нила, постника Синайскаго, еще в раю, Самим Богом дана первозданному человеку умная Божественная молитва, приличествующая совершенным.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:13 | Сообщение # 8 |
| Святый Нил, научая молившихся усердно – мужественно хранить молитвенный плод, чтобы труд их не был напрасен, говорит так: «Помолившись как должно, ожидай того, чего не должно, и стань мужественно, храня плод свой. Ведь на это определен ты сначала: делать и хранить. Потому, сделав, не оставь труд нестрегомым, в противном случае ты не получишь никакой пользы от молитвы» (гл. 49).
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:14 | Сообщение # 9 |
| Объясняя эти слова, Российское светило, преподобный Нил, пустынник Сорский, как солнце просиявший в Великой России умным деланием молитвы. Как это явствует из его Богомудрой книги, говорит так: «Этот святый привел это из древности, что бы делать и хранить, потому что Писание говорит, что Бог, сотворив Адама, поместил его в раю, делать и хранить рай.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:19 | Сообщение # 10 |
| И здесь святый Нил Синайский делом райским назвал молитву, а хранением – соблюдение от злых помыслов по молитве».
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:19 | Сообщение # 11 |
| Также и преподобный Дорофей говорит, что первозданный человек , помещенный Богом в раю, пребывал в молитве, как он пишет в первом своем поучении.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:20 | Сообщение # 12 |
| Из этих свидетельств явствует, что Бог, создав человека по образу Своему и по подобию, ввел его в рай сладости, делать сады безсмертные, то есть, мысли Божественныя, чистейшия, высочайшия и совершенныя, по святому Григорию Богослову.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:20 | Сообщение # 13 |
| И это есть не что иное, как только то, чтобы он, как чистый душею и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом священнодействуемой, благодатной молитве, то есть в сладчайшем видении Бога, и мужественно, как зеницу ока, хранил ее, как дело райское, чтобы она никогда в душе и сердце не умалялась.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:20 | Сообщение # 14 |
| Велика поэтому слава священной и Божественной умной молитвы, которой край и верх, то есть, начало и совершенство, даны Богом человеку в раю, оттуда она имеет свое и начало.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:25 | Сообщение # 15 |
| Но несравненно большую стяжала она славу, когда более всех святых святейшая, честнейшая Херувимов, и славнейшая без сравнения Серафимов, Пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения, и сподобилась быть пространным селением невместимаго всею тварию, ипостасно в Нее вместившагося Божия Слова и от Нея, человеческаго ради спасения, безсеменно родившагося, как это свидетельствует непреоборимый столб Православия, иже во святых отец наш Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский в слове на Введение во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.
Он говорит, что Пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, и уразумев совершенно из Священнаго Писания, читаемаго каждую субботу, о погибели чрез преслушание человеческаго рода, и исполнившись о нем крайняго сожаления, приняла от Бога умную молитву о скорейшем помиловании и спасении рода человеческаго.
Предлагаю здесь и самыя слова этого Святаго Григория, достойныя ангельскаго разума, немногия из многих: « Эта Богоотроковица Дева, слыша и видя приняла сожаление общаго рода, и разсматривала, как бы найти исцеление и врачевание, равносильное такому страданию.
Вскоре Она нашлась – обратиться всем умом к Богу, и восприняла о нас эту молитву, чтобы понудить Непонужденнаго, и скорее привлечь Его к нам, чтобы Сам Он истребил из среды клятву, остановил огонь, растлевающий пажить души, и привязал к Себе создание, исцелив немощное.
Таким образом Благодатная Дева, усмотрев Себе приличнейшее и свойственнейшее во всяком естестве, полагала умную молитву, как чудную и преславную и лучшую всякаго слова.
Изыскивая же как бы художественно и свойственнее побеседовать к Богу, она приходила к Нему, Саморукоположенная, или лучше – «Богоизбранная молитвенница». И ниже: « Не видя же ничего из существующаго лучше ея для человека – простирается со тщанием крепко к молению, новотворит большее и совершеннейшее, и изобретает , и действует, и последующему за этим преподает деяние, как высочайшее восхождение к видению; видение же столько большее пред вышесказанным, сколько истина выше мечтания.
Но, собравшись все в себя и очистив ум, услышьте уже величие таинства: я хочу сказать слово, пользующее хотя все Христоименитое собрание, но наиболее относящееся к отрекшимся от мира.
Вкусивший уже ради отречения что-нибудь из тех будущих благ, который и становится с Ангелами, и стяжавает жительство на небесах: этот да возжелает подражать по силе своей первой и Единой от младенчества отрекшейся для мира мира, Приснодевственной Невесте».
И ниже: « Ища же, что нужнее всего молитвенникам для собеседования, чем приходит молитва, Дева находит священное безмолвие, - безмолвие ума, далекость мира, забвение дольняго и таинника горних разумений, предложение на лучшее: это деяние, как поистине восхождение к видению поистине Сущаго, или лучше, сказать справедливее, к Боговидению, есть как бы краткое указание для души стяжавшаго его (деяние) поистине.
Всякая другая добродетель есть как врачевание, применительно к душевным недугам и вкоренившимся чрез уныние лукавым страстям; Боговидение же есть плод здравствующей души, как некоторое конечное совершенство и образ Богодеяний. И потому человек Боготворится не словами или разсудительною умеренностию относительно видимаго, - все это земное, низкое, человеческое; но пребыванием в безмолвии, потому что этим мы отрешаемся и отходим от дольняго, и восходим к Богу.
Претерпевая молитвами и молениями день и ночь в горнице безмолвнаго жительства, мы приближаемся как-то и приступаем к этому Непреступному и Блаженному Естеству.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:25 | Сообщение # 16 |
| Претерпевающие таким образом, очистившие сердца священным безмолвием, и срастворившиеся им неизреченно Тому, кто выше чувства и ума Свят, - в себе, как в зеркале, видят Бога.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:26 | Сообщение # 17 |
| Итак, безмолвие есть скорое и сокращенное руководство, как успешнейшее и соединяющее с Богом, особенно для держащихся его во всем вполне.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:26 | Сообщение # 18 |
| А Дева, которая от мягких, так сказать, ногтей пребывала в нем, что – Она? Она, как безмолвствовавшая превышеестественно с такого самаго детскаго возраста, потому Одна из всех породила неискусомужно Богочеловека Слово. И ниже: «Потому и Пречистая, отрекаясь самаго, так сказать, житейскаго пребывания и молвы, переселилась от людей, и избежав виновнаго жития, избрала жизнь никому невидимую и необщительную, пребывая в невходных. Здесь, разрешившись всякаго вещественнаго союза, и оттрясши всякое общение и любовь ко всему и превзойдя самое снисхождение к телу. Она собрала весь ум в одно с Ним сообращение и пребывание и внимание и в непрестанную Божественную молитву. И ею быв сама в себе, устроившись превыше многообразнаго мятежа и помышлений, и просто – всякаго вида и вещи. Она совершала новый и неизреченный путь на небо, который есть, скажу так, мысленное молчание. И к этому прилежа и внимая умом, прелетает все создания и твари, и гораздо лучше, нежели Моисей, зрит славу Божию, и назирает Божественную благодать, не подлежащую нисколько силе чувства, это благорадостное и священное видение нескверных душ и умов, причастившись которому, Она, по Божественным песнопевцам, бывает светлый облак живой и заря мысленнаго дня и огнеобразная Колесница Слова (Св. Григор. Палама).
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:26 | Сообщение # 19 |
| з этих слов Божественнаго Григория Паламы, имеющий ум может яснее солнца понять, что Пречистая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения, и отречением для мира от мира, священным безмолвием ума, мысленным молчанием, собранием ума в непрестанную Божественную молитву и внимание, и восхождением чрез деяние к Боговидению, - подала Сама Собою божественному монашескому чину образец внимательнаго жительства по внутреннему человеку, чтобы монахи, отрекшиеся от мира, взирая на Нее, усердно тщились, сколько по силе, ея молитвами, быть, в вышесказанных монашеских трудах и потах, Ея подражателями. И кто возможет по достоинству похвалить Божественную умную молитву, делательницею которой, в образ пользы и преуспеяния монахов, наставляемая руководством Святаго Духа, как сказано, была Сама Божия Матерь? Но в утверждение и несомненное удостоверение сомнящихся о ней, как бы о вещи несвидетельствованной и недостоверной, настоит уже время показать, какия свидетельства Богоносные отцы, писавшие из просвещения Божественной благодати, приводят о ней из Священнаго Писания.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:27 | Сообщение # 20 |
| Непоколебимое основание Божественная умная молитва имеет в словах Господа нашего Иисуса Христа: ты же, егда молишися, вниди клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне: и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6).
Эти слова всемирное светило, святый Иоанн Златоуст, Богоданною премудростию объясняет относительно безгласной, тайной, из глубины сердца везсылаемой молитвы, приводя в свидетельство из Священнаго Писания – Боговидца Моисея и святую Анну, матерь Самуила Пророка, и праведнаго Авеля и кровь его, вопиющую от земли, - что они в молитве своей, не испустив ни одного гласа, были услышаны Богом.
Этот великий учитель вселенной, Христовы уста, святый Иоанн Златоуст и особенно еще изложил, в трех словах, учение об этой Божественной молитве, как пишет об этом неложный свидетель, блаженнейший Симеон архиепископ Фессалонитский, в 294 главе своей книги , которую вся святая соборная Восточная Церковь имеет в великом почитании, как столп и утверждение истины.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:28 | Сообщение # 21 |
| Огненный же столп, и огненныя Духа Святаго уст, церковное око Василий, говорю, Великий, объясняя изречение Божественнаго Писания: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Псал. 33), прекрасно научает об умных устах и умном действии, приводя свидетельства из Священнаго Писания, котораго и самыя слова, исполненныя Божественной премудрости, представляю следующия: « Выну хвала Его во устех моих. Кажется, что Пророк говорит невозможное: как может быть хваление Божие в устах человеческих всегда? Когда человек говорит о обыкновенных житейских вещах, тогда он не имеет в устах хвалы Божией; когда спит, молчит, конечно; да и когда ест и пьет, то как уста его могут возносить хвалу? На это отвечаем, что есть некоторыя мысленныя уста внутренняго человека, коими он питается, причащаясь Слова животнаго, которое есть хлеб, сшедый с небес ( Иоанн.6, 33). Об этих-то устах сказал Пророк: уста моя отверзох и привлекох Дух (Псал.118, 131). К этому и Господь побуждает нас, чтобы мы эти уста имели пространными, для достаточнаго приятия истинной пищи, говоря: разшири уста твоя, и исполню я (Пс. 80, 11). Поэтому, и однажды начертанная, и утвердившаяся в разуме души, мысль о Боге может именоваться хвалою Божиею, всегда находящеюся в душе. И по Апостольскому слову, тщательный может все творить во славу Божию, так что всякое дело, и всякое слово, и всякое действие умное, имеет значение хвалы. Аще бо яст праведный, аще ли пиет, аще иное что творит, вся во славу Божию творит (1 Кор. 10,31). У такого и у спящаго сердце бдит». Так говорит святый Василий. Из слов же его явствует, что и кроме телесных уст имеются умныя уста, и есть умное действие, и хваление, бывающее всегда мысленно во внутреннем человеке.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:28 | Сообщение # 22 |
| Тезоименитый блаженству, Египетское, или лучше сказать, всемирное солнце, просиявший неизреченными дарованиями Святаго Духа, человек небесный, Великий, говорю, Макарий, в небесных своих словах об этой святой молитве говорит так: «Христианин должен всегда иметь память о Боге, потому что написано: Возлюбише Господа Бога твоего от всего сердца твоего ( Мф.22,37). Не только тогда он должен любить Господа, когда входит в молитвенный храм; но и ходя, и беседуя, и вкушая, и пия, пусть имеет память о Боге, и любовь, и желание; потому что Он говорит: идеже есть сокровище, ту будет и сердце ваше (Мф.6,21)», и прочее. Преподобный и Богоносный древний святый отец, Исаия отшельник, о сокровенном поучении, то есть Иисусовой молитве, совершаемой мыслию в сердце, приводит в свидетельство слова Божественнаго Писания: согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь (Пс.38, 4).
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:31 | Сообщение # 23 |
| Преподобный Симеон свидетельствуемый в выше упомянутой книге блаженнейшаго Симеона Фессалонитскаго, который среди царствующаго града, как солнце, просиял умною молитвою в неизреченных дарованиях Святаго Духа и поэтому всею Церковию наименован Новым Богословом, - этот в своем слове о трех образах молитвы пишет об умной молитве и внимании так: « Святые отцы наши, слыша Господа, говорящаго, что от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернящая человека (Мф. 15, 19, 20); и опять слыша, что Он научает очистить внутреннее сткляницы, да будет и внешнее чисто (Мф.23, 26), оставили всякое другое дело, и подвизались только в этом хранении сердца, зная наверно, что вместе с этим деланием они удобно приобретут и всякую другую добродетель. Без этого же делания невозможно приобрести и удержать ни одной добродетели». - Эти слова преподобнаго ясно показывают, что вышесказанныя слова Господа, Божественные отцы положили себе свидетельством и основанием хранения сердца, то есть, мысленнаго призывания Иисуса. Этот преподобный приводит еще во свидетельство Божественной умной молитвы и другия изречения Священнаго Писания, говоря: «Об этом говорит и Екклисиаст: веселися, юноше, в юности твоей, и ходи в путех сердца твоего непорочен, и отстави ярость от сердца твоего (Ек. 11. 9,10), и: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Ек. 10. 4); местом же называет он сердце, как и Господь сказал: от сердца исходят помышления злая (Мф. 15,19). И опять: не возноситеся (Лук. 12, 29), то есть, не расточайте ума вашего туда и сюда. И опять: тесная врата и прискорбный путь вводяй в живот (Мф. 7,14); также: блажени нищии духом (Мф. 5, 3), то есть, не имеющие в себе ни одной мысли этого века» . И Апостол Петр говорит: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диявол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). И Апостол Павел ясно пишет к Ефесеям о сердечном хранении, говоря: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6,12).
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:35 | Сообщение # 24 |
| Преподобный Исихий пресвитер, богослов и учитель Иерусалимской церкви, друг и собеседник преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфимия Великаго, написавший Богомудро из просвещения Божественной благодати, об этом священном мысленном призывании в сердце Иисуса, то есть об умной молитве, книгу в двести глав, приводит об этом свидетельства Священнаго Писания следующия: Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5, 8); также: внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Второз. 15, 9); также во утри предстану ти, и узриши мя (Пс. 5,4); также: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. 136,9); также: во утри избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззакония (Пс. 100, 8); также: уготовися Израилю призывати имя Господа Бога твоего (Амос. 4, 12); и Апостол: непрестанно молитеся (1 Сол. 5,17); и Сам Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга (Иоанн. 15, 5, 6); также: от сердца исходят помышления злая: убийства, прелюбодеяния, та суть сквернящая человека (Мф. 15, 19); также: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39,9), и прочия, которыя по множеству оставляю.
|
|
| |
Странник | Дата: Вторник, 21.04.2009, 23:36 | Сообщение # 25 |
| Божественный и Богоносный отец наш Иоанн Лествичник приводит об этой священной молитве и истинном безмолвии ума, свидетельство Божественнаго Писания, говоря: «Великий великой и совершенной молитвы делатель сказал: хощу пять словес умом моим рещи (1Кор. 14, 19), и прочее; и опять: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56,8); также: аз сплю, а сердце мое бдит (Пес. Пес. 5, 2); также: воззвах всем сердцем моим (Пс. 118,145), то есть телом и душею, и проч.
|
|
| |