Авва Евагрий Понтийский
|
|
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:21 | Сообщение # 26 |
| 26. Свое время для наставления и свое - для исследования. Поэтому должно делать [строгое] внушение тем [новоначальным], которые преждевременно задают вопросы. Ибо [подобное пристрастие к вопросам] обычно присуще еретикам и любителям словопрений.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:22 | Сообщение # 27 |
| 27. Не богословствуй необдуманно и никогда не определяй Божество, ибо определения приложимы [лишь к вещам] тварным и сложным.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:23 | Сообщение # 28 |
| 28. Помни о пяти причинах богооставленности, чтобы смочь оправиться от малодушия, которое является следствием печали. Прежде всего, богооставленность проявляет сокрытую добродетель. Когда же об этой добродетели не радеют, то она через наказание восстанавливается и становится причиной спасения других. А когда добродетель становится слишком выдающейся, то богооставленность научает смирению тех, кто ею обладает. Наконец, опытно испытавший зло [начинает] ненавидеть его, а поэтому опыт есть отпрыск богооставленности, сама же богооставленность есть дочь бесстрастия.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:24 | Сообщение # 29 |
| 29. Обучаемые будут всегда говорить тебе: Друг! поднимись выше (Лк.14:10). Но стыдно будет для тебя, вознесшегося [в своих умозрениях], быть низведенным долу слушателями.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:24 | Сообщение # 30 |
| 30. Сребролюбцем является не тот, кто имеет деньги, но тот, кто добивается их. Ибо говорят, что эконом есть одаренный разумом кошелек.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:25 | Сообщение # 31 |
| 31. Увещай стариков владычествовать над яростным началом души, а юношей - над чревом. Ибо первые ведут брань с душевными бесами, а вторые - с бесами телесными.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:26 | Сообщение # 32 |
| 32. Закрывай уста злословящим в уши твои и не удивляйся, когда многие порицают тебя, ибо это искушение, исходящее от бесов. Ведь умозритель должен быть свободным от ненависти и памятозлобия, а не потворствовать [бесам].
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:26 | Сообщение # 33 |
| 33. Исцеляющий людей с помощью Господа незаметно врачует и самого себя. Ибо лекарство, которое применяет умозритель, исцеляет ближнего лишь постольку, поскольку он может принять это лекарство, а самого умозрителя [оно исцеляет] обязательно.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:27 | Сообщение # 34 |
| 34. Подвергай духовному толкованию не то, что пригодно для аллегорического толкования, но только то, что соответствует предмету. Если не будешь поступать так, то проведешь большую часть своего времени на корабле Ионы (Ион.1:5), объясняя каждую деталь такелажа его. И ты станешь [в результате] объектом насмешек для слушателей: они, посмеиваясь, будут напоминать тебе то об одной, то о другой детали такелажа, о которых ты забудешь.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:28 | Сообщение # 35 |
| 35. Увещай монахов, приходящих к тебе, вести речь о нравственности, а не о [более возвышенных] учениях, дабы не нашелся среди них кто-нибудь, могущий пристраститься к подобным вещам.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:28 | Сообщение # 36 |
| 36. Для людей мирских и для юношей пусть будет сокрыто возвышенное учение о [Страшном] Суде, поскольку оно легко рождает презрение. Ибо они не ведают о мучениях разумной души, осужденной на незнание.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:28 | Сообщение # 37 |
| 37. Святой Павел, смиряя свое тело, поработил его (1Кор.9:27). И ты в жизни своей не пренебрегай постом и не надмевайся тем, что бесстрастием усмирил дебелое тело [свое].
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:29 | Сообщение # 38 |
| 38. Не заботься о еде и одежде (Мф.6:25; Лк.12:22), но вспомни о левите Авенире (2Цар.6:10-11), который, приняв ковчег Господень, стал из бедного богатым и из презираемого - знаменитым.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:29 | Сообщение # 39 |
| 39. Совесть умозрителя - суровый обличитель его, и ничто не может быть сокрытым от нее, ибо она ведает [все] тайны сердца.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:29 | Сообщение # 40 |
| 40. Остерегайся [думать], будто для каждой твари имеется только один логос; таковых логосов - множество и они соответствуют [состоянию] каждой твари. Святые Силы постигают истинные логосы вещей, но они не постигают первый Логос, который ведом одному только Христу.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:30 | Сообщение # 41 |
| 41. Всякая посылка имеет в качестве предиката либо род, либо различие, либо вид, либо свойство, либо акциденцию, либо то, что состоит из них. Но недопустимо какое-либо высказывание о Святой Троице. Неизреченному должно поклоняться в молчании.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:37 | Сообщение # 42 |
| 42. Искушением умозрителя является ложное мнение, складывающееся в уме относительно существующего, словно о несуществующем; либо о несуществующем, словно о существующем; либо о существующем, которое [представляется] не так, как оно есть [на самом деле].
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:44 | Сообщение # 43 |
| 43. Грехом умозрителя является ложное ведение либо о самих вещах, либо о их созерцаниях. Оно порождается или какой-либо страстью, или отсутствием видения блага, которое обычно взыскуется.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:45 | Сообщение # 44 |
| 44. Праведный Григорий нас научил, что и для самого созерцания также [необходимы] четыре добродетели: благоразумие и мужество, целомудрие и справедливость. Делом благоразумия, говорил он, является созерцание умных и святых Сил, независимо от их логосов, ибо эти логосы, как передано [нам], обнаруживаются благодаря лишь мудрости. Делом мужества является твердость в истинах [христианского вероучения], даже когда воюют [против них еретики], и невхождение в [область] не-сущих [вещей]. Свойством целомудрия является приятие [добрых] семян от первого Земледельца и отвержение плевел, [посеянных врагом] (Мф.13:25). Делом же справедливости является изложение учений соответственно достоинству каждого [слушателя]: одни учения следует излагать туманно, другие - обозначать посредством иносказаний, а третьи - объяснять ясно для пользы людей простых.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:47 | Сообщение # 45 |
| 45. Столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, укрепляется упражнением и радением внимания, а ведение, рожденное благодатью Божией, усиливается праведностью, незлобивостью и милостью. Первое знание возможно воспринять и [людям] страстным, второе же доступно лишь для восприятия [людей] бесстрастных - тех, которые во время молитвы созерцают собственное сияние своего ума, озаряющее их.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:49 | Сообщение # 46 |
| 46. Святой светоч египтян Афанасий говорит: Моисей получил повеление поставить стол на северной стороне [скинии] (Исх.26:35). И умозрители должны ведать, какой [из бесов] дует на них; и пусть они мужественно переносят всякое искушение и со рвением окормляют приходящих [к ним].
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:50 | Сообщение # 47 |
| 47. Ангел Тмуитской Церкви Серапион сказал: ум, утоляющий жажду духовным ведением, очищается; любовь врачует воспалившиеся части яростного начала [души]; воздержание останавливает лукавые истечения желательного начала [ее].
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:50 | Сообщение # 48 |
| 48. Великий умозритель и учитель Дидим говорит: всегда упражняйся [в размышлениях] о логосах Промысла и Суда, стараясь [постоянно] помнить об этих предметах, ибо почти все претыкаются о них. Ты обретешь логосы Суда в различии тел и миров, а логосы Промысла - в тех способах [праведного жития], которые приводят нас от порока и неведения к добродетели и ведению.
|
|
| |
evangelie | Дата: Четверг, 09.04.2009, 18:52 | Сообщение # 49 |
| 49. Целью духовного делания является очищение ума и приведение его в состояние бесстрастия; целью естественного созерцания - раскрытие истины, сокрытой во всех сущих; но отстранение ума от материальных вещей и обращение его к Первой Причине является даром богословия.
|
|
| |
Странник | Дата: Среда, 22.04.2009, 01:18 | Сообщение # 50 |
| 50. Всегда старайся изобразить образы, взирая на Прообраз, и не пропустить ничего из того, что содействует обретению отпавшей [от истины души].
|
|
| |